Члены РАХ – участники выставки «Человече. Печатная и уникальная графика» в Казани

 

Другие выставочные залы


Выставка открыта для посещения: 08.12.2022 – 29.01.2023
Место экспонирования: Галерея современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань, ул. К.Маркса, 57)

Выставочный проект «ЧелоВече», руководителем которого стал почетный член РАХ, заслуженный деятель искусств РТ Александр Артамонов, куратором – кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РТ Ольга Улемнова, - заключительный этап годовой работы Экспериментальной творческой мастерской секции «Графком» Творческого Союза художников России по Республике Татарстан и Поволжского отделения Российской академии художеств. Руководитель Экспериментальных творческих мастерских ПОРАХ и ТСХР – академик РАХ Константин Худяков, куратор – член-корреспондент РАХ Светлана Кузнецова.
В проекте участвуют ведущие графики Татарстана, отмеченные почетными званиями и наградами республиканского и федерального уровня: Александр Артамонов, Владислав Баранов, Екатерина Васильева, Вера Карасева, Регина Маврина, Андрей Соколов, Андрей Шляпкин, искусствовед Ольга Улемнова. Проект призван побудить художников создать «повествование о человеке в социуме», о человеке, наделенном всем спектром чувств и настроений, человеке творческом и созидающем, думающем и страдающем, обо всех его трудностях и проблемах, успехах и достижениях. Его название отсылает, прежде всего, к истокам отечественной культуры. «Человече» – древнерусский вариант общеславянского слова человек=čelověkъ, в котором лингвисты находят отголоски и древнеиндийских, и древнерусских, и литовских слов. Одно из самых обоснованных значений этого слова, появившегося в эпоху родового строя, – мужчина как член рода. Составившие экспозицию произведения, созданные в разнообразных техниках печатной и уникальной графики с применением широкой палитры выразительных средств и приемов – от классических до авангардных, отражают напряженную работу мысли художников, глубоко переживающих проблемы современного человека, стремящихся донести свои чувства и свою боль до зрителя, найти отклик в его душе.
Афишу выставки, которая стала полноправной частью и настоящим символом проекта, подготовил Андрей Шляпкин. В ней ясно читаются аллюзии на знаменитые произведения искусства: витрувианский человек Леонардо да Винчи и черный квадрат Малевича, которые тонко и изящно спаяны воедино, породив новое прочтение классики и авангарда. Этот диалог с великими А.Шляпкин продолжает в своей «Элементарной конструкции», оживляя и одухотворяя жесткую геометрическую конструкцию образами трепетных бабочек. Александр Артамонов в своей серии «Пищевая цепочка» рассматривает человека с точки зрения пищевых пристрастий, которые воплощают не только физиологические, но культурные и исторические аспекты человеческой жизни. Владислав Баранов соединяет изображение и каллиграфию, будто напоминая, что «в начале было Слово». В его композициях человек в поисках своих корней и смыслов жизни соотносит себя с рыбами, опускается на дно океана вслед за Жак-Ивом Кусто, надеясь обрести там свободу. Андрей Соколов исследует человеческое тело как таковое, воспринимая его как совершенный природный организм, как чудесное творение Создателя. Вера Карасева в серии «Горожане» обращается к истории любимой Казани, раскрывая ее этапы сквозь призму жизни «замечательных людей»: Карла Фукса, медика, ученого с разнообразными интересами, не только лечившего казанцев, но и изучавшего историю казанского края и ее народов; заводчиков Крестовниковых и Алафузова, развивавших российскую промышленность, основавших в Казани эффективные предприятия, много сделав для улучшения жизни своих рабочих и украшения города новыми архитектурными сооружениями. Екатерина Васильева в серии «Паралич души» отражает проблемы современного общества: разрушение личности, потерю нравственных ориентиров, утрату традиционных ценностей. Акцентируя пороки, обнажая их сущность, она побуждает людей остановиться в их оголтелом потребительстве, задуматься о себе и своей судьбе. Регина Маврина, вдохновляясь одним из лучших произведений Льва Толстого – повестью «Смерть Ивана Ильича», выплескивает свои размышления о смерти в серии офортов «Принятие», основываясь не только на литературном материале, но и на своих переживаниях, собственном жизненном опыте.
Основная цель, которую ставили перед художниками, участниками проекта, – осознать место Человека в природе и социуме, его роль в мироздании, разгадать смысл его существования и выразить свои представления в зримых образах на плоскости и в пространстве. Тем самым наши современники продолжают миссию, которую художники несли с древнейших времен. С каждой эпохой представления о Человеке меняются, отражая эволюцию мысли, зарождение и развитие философских идей, разнообразных жанров искусства – портрета, пейзажа, религиозно-мифологического, исторического...
В своих произведениях участники проекта отражают проблемы и деструктивные тенденции современного общества потребления, в котором Человек утрачивает свою духовность и душевность, превращаясь в винтик колоссального механизма купли-продажи, покоряясь воле и информационному прессингу производителей-продавцов.

Текст и фото предоставлены Поволжским отделением Российской академии художеств
Автор репортажных фотографий Екатерина Васильева






версия для печати