Расширенная экспозиция произведений Алексея и Сергея Ткачевых в Третьяковской галерее на Крымском Валу

 

Другие выставочные залы


Даты экспонирования: 8 ноября 2022 – 23 января 2023.
Место экспонирования: 27 зал Государственной Третьяковской галереи (Москва, Крымский вал, 10).

Создание расширенной экспозиции в Третьяковской галерее на Крымском Валу приурочено к 100-летию со дня рождения Сергея Петровича Ткачева (1922-2022) и показывает его ранние произведения, а также картины его брата и соавтора Алексея Петровича Ткачева. Народные художники СССР, академики Российской академии художеств, лауреаты Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, Ткачевы составили уникальный творческий союз, который существовал более семидесяти лет и стал единственным в отечественном искусстве примером длительным совместного творчества двух братьев.
В зале представлены произведения, которые относятся к тому времени, когда художники только вырабатывали авторский метод сотворчества. В центре – первое написанное «в четыре руки» значительное полотно Ткачевых «Между боями» (1958–1960), посвященное годам гражданской войны. Вопреки названию, произведение эпизоду, не связанному с военными действиями. В основу этого полотна легли рассказы Петра Афанасьевича Ткачева, отца художников, о курсах ликвидации неграмотности в социалистическом клубе села Овстуг Брянской области, которым он заведовал. Эти правдивые истории о тянувшихся к грамоте жителях деревни нашли свое продолжение в многочисленных (более 300) этюдах и эскизах, часть из которых представлена в экспозиции. Работа над картиной шла несколько лет в мастерской художников в подмосковном Подольске и в Доме творчества «Академическая дача» в Тверской области. Моделями служили родственники («Портрет отца», «Группа бойцов» - из собрания художников) и жители соседних деревень («Сергей Ватагин», «В.Бобров»), среди эскизов есть и автопортреты художников. В основу образа молоденькой гимназистки, попавшей в сельскую школу, легла история Антонины Алексеевны Васильевой – учительницы села Подол недалеко от «Академической дачи». В возрасте восемнадцати лет из Петербурга ее направили в российскую глубинку учить мужиков грамоте. Этот случай так впечатлил Ткачевых, что они решили сделать сельскую учительницу главным персонажем на своем полотне.
Богатый подготовительный материал, над которым каждый из Ткачевых работал по-отдельности, позволяет познакомиться с авторским методом создания «большой картины», которому художники были верны всю жизнь: сначала Сергей Петрович и Алексей Петрович писали этюды индивидуально, потом весь собранный материал собирали вместе, обсуждали и вырабатывали композиционное и колористическое решение. Только после этого и начиналась работа над большой картиной «в четыре руки». Картина «Между боями» была завершена в 1960 году и принесла творческому союзу известность, вскоре она поступила в Государственную Третьяковскую галерею и стала первым произведением братьев Ткачевых в собрании музея.
Интерес в экспозиции также представляют более ранние произведения Сергея Ткачева и Алексея Ткачева, написанные до начала совместной работы на последних курсах обучения у Сергея Герасимова в Суриковском институте и во время летней практики на Каспии. Эти портреты, пленэрные этюды и жанровые зарисовки передают впечатления начинающих живописцев от южной яркости и неповторимой красоты местной природы. В произведениях Ткачевых находят свое продолжение традиции московской школы живописи. В ранних работах Алексея Ткачева уже видна рука талантливого художника: особенно ему удается живопись, построенная на сдержанных серебристо-серых и коричневых тонах и солнечный свет, который как будто пробивается сквозь серебристую пелену. Интерес молодых художников вызывали и сцены приморской жизни. На картине «Одинокий рыбак» Сергей Ткачев изображает молодого ловца во время вечернего отдыха. Серебристо-жемчужная гамма, в которой написан пейзаж, неяркое пламя костра в отдалении, задумчивая поза изображенного – все это придает фигуре одинокого рыбака романтические черты.
Вошедшие в экспозицию произведения Ткачевых были созданы до обращения художников к прославившей их теме русской деревни и жизни на селе, к числу которых относятся «Матери», «У старых бань», «В колхоз» и другие масштабные полотна из собрания Государственной Третьяковской галереи и других музеев России.

На основе пресс-релиза ГТГ.
Управление информации (пресс-служба) РАХ






версия для печати