Выставка произведений художественной династии Васильцовых-Жарёновых «Четыре поколения» в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Фото: Иван Новиков-Двинский, пресс-служба РАХ.
Даты экспонирования: 19 октября – 6 ноября 2022 года.
Место экспонирования: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19).

В залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств открывается выставочный проект, посвященный творчеству пяти авторов – представителей художественной династии: А.С. Жарёнова (1907-1985), Э.А.Жарёновой, В.К.Васильцова (1932-2008), А.В.Васильцовой и В.Москвитиной. Зрители увидят произведения живописи, графики и монументального искусства, демонстрирующие результаты творческой жизни семьи с 1922 по 2022 год.
Основатель династии Александр Сергеевич Жарёнов (1907-1985) – известный художник театра и кино. Окончил Ярославское художественное училище, а затем отделение театра и кино Академии художеств в Ленинграде. С 1932 по 1980-е годы в качестве художника студии «Мосфильм» поставил такие известные фильмы, как «Новый Гулливер» (1935), «Зори Парижа» (1936), «Гаврош» (1937), «Аттестат зрелости» (1954), «Дело № 306» (1956), «Мой друг, Колька!» (1961), «Остров Ольховый» (1962), «Черный бизнес» (1965), «Таинственная стена» (1967) и другие. На выставке будут представлены графические произведения мастера разных лет, в том числе эскизы к фильмам, шаржи для газеты «Мосфильм» и рисунки, посвященные событиям Великой Отечественной войны.
Продолжателем его дела стала дочь Элеонора Александровна Жаренова – Народный художник РФ, академик Российской академии художеств. После окончания в 1960 году Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, где училась в мастерской А.А. Дейнеки, работает как монументалист, живописец и график. Живопись Э.А. Жарёновой монументальна по своей природе благодаря твердым композиционным решениям и крепкому, обобщенному письму. Живописец не воспроизводит жизнь непосредственно с натуры, она конструирует ее по собственным представлениям и законам. Мир художника вполне узнаваем, фантазия и заключенное в нем иносказание проявляются лишь в неожиданных сопоставлениях, в построении соответствующих пространств, в сочетаниях подчас несочетаемых предметов и фигур. И именно это придает необычность, а порой загадочность произведениям автора («Воин», 2014; «Античное», 2018). Рядом с античными сюжетами представлены полотна на темы русской истории, с натюрмортами и сценами, посвященными деревне и охоте, соседствуют портреты, проникнутые нежностью, любовью к близким, друзьям и животным.
Вместе с Элеонорой Жарёновой учился ее будущий супруг, Народный художник РФ Владимир Константинович Васильцов (1932-2008). Живопись, в особенности, акварель, являлись основополагающими в его искусстве. Он всегда писал только то, что было близко и интересно лично ему: натюрморты, автопортреты, пейзажи. Одна из особенностей его станковых работ – преобладание цвета над тематикой. Колорит произведений складывается из тонких нюансов серого и зеленоватого, иногда с добавлением золотистого или голубого, словно подражая краскам весенней и осенней природы. В серии деревенских пейзажей, написанных акварелью с натуры, благодаря найденным цветовым сочетаниям природа предстает необыкновенно живой и эмоциональной, а в натюрморте «Кувшинчики» (1982) все изображенное предстает исключительно материальным и весомым.
Если в станковом искусстве каждый из художников шел своим путем, то значительная часть монументально-декоративных произведений была выполнена супругами в творческом тандеме. За 50 лет совместного творчества ими было создано множество значительных работ, среди которых флорентийская мозаика «Древняя история Москвы» на станции метро «Нагатинская», горельеф с мозаикой «Лента Мебиуса» на здании Академии наук, интерьерное решение стен в здании Науки и культуры России в городе Дели (Индия), витраж в интерьере «Времена года» в Рабате (Марокко) и более 30 произведений в Москве и городах России. Масштабные, дерзкие, проникнутые энергией поиска рельефы и мозаики вносили в архитектуру новое содержание, придавали ей острую индивидуальность и современное звучание. Стремясь к чистоте и ясности рельефа, изобразительности и единству цветовых и объемных элементов, художники шли в своем творчестве от абстракции к изобразительности, непреходящим ценностям, найденным мастерами более ранних эпох. Картоны к мозаикам В.К. Васильцова и Э.А. Жареновой позволят зрителю заглянуть в святая святых - на профессиональную «кухню» художников. В последние годы их совместной работы были выполнены мозаики для Храма Святой Татианы Московского государственного университета, мозаичные иконы для храмов в Зубцове и Ржеве (Тверская область).
Продолжателем семейной линии в искусстве стала дочь художников, Заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Анастасия Владимировна Васильцова. Выпускница Московского государственного промышленно-художественного института имени С.Г. Строганова, она является автором многих монументальных произведений: мозаичных композиций на фасаде Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина в Москве на тему «Русская словесность», в интерьере Центрального дома культуры железнодорожников на Комсомольской площади в Москве на тему «Музыка и поэзия», живописных панно для интерьеров гостиницы Шератон Палас в Москве. За последние двенадцать лет ею выполнено более 130 мозаичных икон в соавторстве с Александром Чеховским. Произведения автора находятся в Сретенском монастыре (Москва), Оптиной пустыни (Козельск), Никольского женского монастыря (Малоярославец), монастырях Дохиар и Ватопед на Афоне (Греция), а также в храме Рождества Христова и Св. Николая Чудотворца во Флоренции (Италия) и в Русской миссии города Бари. Живописные натюрморты автора, а также крупные иконы, выполненные в технике мозаики, составят особый раздел экспозиции.
«Самой интересной частью выставочной композиции, мне кажется, являются объёмные произведения с мозаикой и витражом художника Варвары Москвитиной, которая поддержала направление творчества семьи, окончив в 2017 году МГАХИ им. В.И. Сурикова по мастерской Е.Н. Максимова», – говорит Элеонора Александровна Жарёнова о своей внучке. Молодой художник является автором витражей, живописных и графических произведений. С 2018 по 2022 год под руководством М.Ю. Богданова участвовала в оформлении храма Святого Саввы в Белграде (Сербия), получив за исполнительскую работу благодарность РАХ.
Представленные на выставке произведения демонстрируют непрерывное развитие избранной линии в искусстве, хотя каждый автор глубоко индивидуален в своем творчестве. Проект является своеобразным творческим отчетом о деятельности пяти художников одной династии за целые 100 лет.

Текст составлен на основе статей Э.А. Жарёновой и Н.В. Воронова.
Управление информации (пресс-служба) РАХ

СМИ о выставке:
Министерство культуры РФ. Выставка художественной династии Васильцовых-Жарёновых «Четыре поколения».
Культура.РФ. Выставка художественной династии Васильцовых-Жарёновых «Четыре поколения».
Музеи России. Выставка произведений художественной династии Васильцовых-Жарёновых «Четыре поколения» в МВК РАХ.
АртМосковия. Выставка произведений художественной династии Васильцовых-Жарёновых «Четыре поколения» в МВК РАХ.
Афиша. Выставка в Москве. Четыре поколения.
CultObzor. Выставка произведений художественной династии Васильцовых-Жарёновых «Четыре поколения».
ArtTube. Выставка художественной династии Васильцовых-Жарёновых «Четыре поколения».
ГородЗовёт. Выставка художественной династии Васильцовых-Жарёновых «Четыре поколения».
Библиотечно-информационный комплекс Финансового университета при Правительстве РФ. Выставка произведений художественной династии Васильцовых-Жарёновых «Четыре поколения» в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств (Москва).
Информационное агенство ИРН. Выставочный проект «Четыре поколения».
МыИдем. Выставки недели — 18–24 октября.







версия для печати