Выставка произведений Алексея и Игоря Новиковых «Paradis» в Рыбинске

 

Другие выставочные залы


Даты экспонирования: 5 августа – 4 сентября 2022 года
Место экспонирования: Рыбинский музей-заповедник (Рыбинск, Волжская набережная, 2)

Рыбинский музей-заповедник представляет совместный выставочный проект известных современных художников-нонконформистов, отца и сына – Алексея и Игоря Новиковых. Оба представителя андеграундной культуры носят высокие академические звания: Алексей Иванович – почетный член РАХ, Игорь Алексеевич – академик РАХ.
Живопись Алексея Новикова (г.р. 1931) сочетает в себе традиции русского авангарда и примитивизма. Непростой жизненный путь художника, родившегося в Орловской области, отразился в его жанровых композициях, пейзажах, деревянных раскрашенных скульптурах. Еще мальчишкой в годы Великой Отечественной войны он служил подводником на Северном флоте, в 1960-е годы учился в Рижской академии художеств. Коренные жители русской провинции – гармонисты, солдаты, трактористы, вдовы войны, вызывающие щемящее теплое чувство своей искренностью и любовью к земле, неизменные герои его произведений. Яркие краски полотен Алексея Новикова – воплощение чистоты и силы народного духа. Приемы наивного искусства позволяют художнику достичь иероглифичной отточенности идей и философской глубины.
Игорь Новиков — наследник и продолжатель творческой династии, выпускник Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова. В 1980-е годы он с другими художниками-неформалами организовал арт-сквот в Москве, в Фурманном переулке – свободное пространство для творчества тех, чьё искусство отличалось от общепризнанного метода соцреализма. Художник с конца 1990-х годов живет и работает в Швейцарии. В 2016 году журнал The Art Newspaper Russia включил его в список самых востребованных художников России. Узнаваемым брендом мастера стало использование в работах пиктограмм – цветных знаков наподобие дорожных. По словам Игоря Новикова: «Использование фигурки человека помогает быстро показать – где его место в этом мире, куда он должен идти, что он должен делать. Есть желание показать время, в котором живу». На фоне шедевров Левитана, Репина, Куинджи, стилизованных автором под китч, стоят с растопыренными руками, ползут, карабкаются в небеса белые и красные человечки. Это свойство постмодернизма – «сшивание» воедино фрагментов культурных кодов разных эпох – рождает множество интерпретаций. В выставочном пространстве инсталляции в виде объемных пиктограмм и красных лестниц усиливают это впечатление.
Мир идей и образов Новиковых сложился в разное время. У каждого мастера своя авторская манера, но в них много сопряжений друг с другом, их работы во всех смыслах родственны. Точки соприкосновения и столкновения здесь – геометризм авангарда с кубистически расцвеченными плоскостями и одноцветный человек-пиктограмма. Это не только очищенные от всего наносного символы происходящего и формулы ситуации, но и своего рода знаки, предупреждающие о гибельности стандарта и масскультуры, опасности безликости. Полетность, стремление к небу – извечные порывы души в поисках рая, своего личного парадиза – оба мастера «проживают», трактуют и передают зрителю очень по-разному. 
Выставка организована при участии Фонда поддержки современного искусства Надежды Брыкиной («Nadia Brykina Foundation»). Мультимедийное пространство Фонда – трансформер, где проходят выставки, лекции, кинопоказы и образовательные программы в Цюрихе и Москве и разных музеях мира.
Куратор выставки, кандидат искусствоведения Ирина Хохлова






версия для печати