Выставка произведений Михаила Кудреватого «Пространство памяти» в Российской академии художеств
Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)
Фото: Иван Новиков-Двинский, пресс-служба РАХ.
Выставка открыта для посещения: 3 – 21 августа 2022.
Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21).
Российская академия художеств представляет выставку произведений члена-корреспондента РАХ Михаила Георгиевича Кудреватого «Пространство памяти». Экспозицию составят около 30 живописных полотен разных лет, в том числе недавно созданные работы, которые зрители увидят впервые.
Михаил Кудреватый – известный петербургский живописец, монументалист, исследователь искусства. В своем творчестве он использует как проверенный веками опыт старых мастеров, так и формальные находки новаторского искусства XX века. Отличительные черты его авторского стиля – необычные острые ракурсы, сочетание разных видов ритма, выразительность силуэта и цветового пятна.
На мировоззрение художника и выбор тем в творчестве, безусловно, повлияла непростая судьба его семьи, в особенности – судьба его деда, капитана первого ранга, участника Русско-японской войны, инженера-судостроителя Михаила Матвеевича Кудреватого, разрабатывавшего передовые на то время технологии применения двигателя Нобеля для первых русских подводных лодок. Революция прервала труды и жизнь Михаила Матвеевича, но его духовным приемником стал внук. Может быть, поэтому в его городских пейзажах подчеркнута вневременная красота Петербурга, еще хранящего свое имперское величие. Изваяния античных героев и православных святых, являющиеся неотъемлемой частью города, воспринимаются живописцем, как бессмертные Хранители и Покровители бывшей столицы, благословляющие ее с высоты крыш дворцов и храмов («Хранитель города», «Исаакиевская площадь», 2002). Постижение характера Петербурга – одна из постоянных творческих задач живописца.
Важнейшее место в его искусстве занимает историческая картина в самом широком тематическом диапазоне – от античной эпохи до современности. Исторические коллизии, судьбы людей, вовлеченных в их круговорот – темы, ставящие перед зрителями вечные вопросы бытия, волнуют автора со времени его учебы в институте. Ярким примером служит его дипломная работа – мозаичное панно «Народовольцы» (1981), а также драматичное по звучанию полотно «Разин и княжна» (1989). События переломного революционного времени, зачастую рвущие семейные узы, разъединяющие родных людей, отражены в картинах «Сестры» и «Братья» (2006). Острота конфликта, которая зачастую подчеркнута декоративным строем композиции, контрастами и звучностью красок, стала одним из главных выразительных средств художника. Иные лирические интонации заключены в картине «Черемуха» (1994), где хрупкая девушка, которой скоро предстоит идти в бой, радуется свежести и аромату цветов. Одна из самых трагических страниц в истории – ленинградская блокада стала темой многих полотен автора, в том числе – работы «Ленинградка» (2019), представленной на выставке.
Портрет в творчестве художника часто синтетичен, включаем в другие жанры, но играет не последнюю роль. Безусловно, художнику привлекательны модели, близкие по духу, по устремлениям, профессионально. Поражают самобытностью, остротой и необыкновенной психологической достоверностью образы певца Виктора Хары («Певец Свободы», 1984), искусствоведа В.А. Леняшина (2020) и другие. Художник изображает задумчивые лица современников в переполненном троллейбусе в час пик («Осенний мотив», 1986), или переносит в современный мир героев культового советского фильма, которые остаются незамеченными в городской суете («Владимир Высоцкий», 2022).
Картины Михаила Кудреватого насыщены самыми разнообразными метафорами, дающими вдумчивому зрителю возможность наслаждаться полнотой и разнообразием заключенных в них смыслов. Сегодня автор продолжает работать с натуры, свежо и непосредственно передавая красоту видимого мира, реализуя новые, сложные композиционные замыслы, что требует синтеза всех навыков, концентрации всех душевных и творческих сил художника.
Михаил Георгиевич Кудреватый родился в 1957 году в Ленинграде. В 1981 году окончил монументальную мастерскую Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина под руководством Народного художника СССР, академика РАХ А.А. Мыльникова. В 1982-1986 годах проходил стажировку в Творческих мастерских РАХ. С 1988 года преподает в родном институте, воспитывая новые поколения художников. Является автором росписей Покровского собора в Великом Новгороде, храма Рождества Христова и часовни во имя Святых царственных мучеников на Средней Рогатке в Санкт-Петербурге, а также живописных триптихов «Ленинградский трамвай», «Графская пристань», «Ренессанс», «Микеланджело» и др. В течение нескольких лет участвовал в проекте «Путешествие во имя мира», проводимого Оргкомитетом Китая в рамках Саммитов глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. За активную деятельность был удостоен звания «Художник мира во всем мире» (2013) и награды «Золотая кисть» (2015) на международной выставке в Брюсселе, посвященной 70-летию победы во Второй мировой войне.
Текст составлен на основе статей Алексея Мудрова и Татьяны Кудреватой.
Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств
СМИ о выставке:
Министерство культуры РФ. Выставка произведений Михаила Кудреватого «Пространство памяти».
Культура.РФ. Выставка произведений Михаила Кудреватого «Пространство памяти».
Музеи России. Выставка произведений Михаила Кудреватого «Пространство памяти» в Российской академии художеств.
АртМосковия. Выставка произведений Михаила Кудреватого «Пространство памяти» в Российской академии художеств.
КультОбзор. Михаил Кудреватый. Пространство памяти.
Афиша. Выставка в Москве. Михаил Кудреватый.
ArtTube. Выставка Михаила Кудреватого «Пространство памяти».
Design Mate. Михаил Кудреватый «Пространство памяти».
версия для печати