К 120-летию со дня рождения Вадима Федоровича Рындина (1902 - 1974)
15 января 2022 года исполняется 120 лет со дня рождения Народного художника СССР, лауреата Государственной премии, действительного члена Академии художеств СССР и члена Президиума АХ СССР, профессора Вадима Федоровича Рындина (1902 – 1974).
Вадим Рындин – классик отечественного театрально-декорационного искусства, замечательный живописец и график. Его богатое и яркое творческое наследие хранится в собраниях ведущих художественных и театральных музеев страны, включая Государственную Третьяковскую галерею, ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, Российский национальный музей музыки, а также в коллекциях многих московских театров. Спектакли в декорационном решении В.Ф.Рындина были поставлены почти во всех значительных театрах Москвы.
Будучи в 1918-1924 годах студентом Воронежских художественно-технических мастерских, а затем ВХУТЕМАСа, он оформил несколько постановок, главным образом в драматических театрах Воронежа. Настоящий профессиональный творческий путь Вадим Федорович начал в конце 20-х - начале 30-х годов в знаменитом Камерном театре в содружестве с А.Таировым. Такие спектакли как «Багровый остров», «Машиналь», «Оптимистическая трагедия», «Египетские ночи» стали эпохальным явлением и для истории сценографии, и для истории театра в целом. Одновременно В.Ф.Рындин ставил как художник-постановщик незамысловатые, но чистые и светлые спектакли в Центральном детском театре (тогда Московский театр для детей), в том числе «Сказку о царе Салтане» и «Золотой ключик». Затем он работал главным художником в Театре им.Евг.Вахтангова, Московском театре драмы, , а с 1953 - главным художником Большого театра. Сотрудничал с выдающимися режиссерами Р.Симоновым, Н.Охлопковым, Б.Покровским и другими.
Блестящее профессиональное мастерство и требовательная самоотдача, умение мыслить пространственными и образными категориями, широкий круг сценических интересов – он с одинаковым вниманием и интересом обращался к отечественной и зарубежной драматической классике, к пьесам современных авторов, к опере и балету – сделали его одним из самых востребованных театральных художников своего времени. Среди наиболее известных сценических работ В.Ф.Рындина: «Аристократы», «Много шума из ничего», «Сирано де Бержерак», «Фронт» в Театре им. Евг.Вахтангова, «Молодая гвардия», «Мать», «Гамлет» в Театре им. Вл.Маяковского, «Двенадцатая ночь», «Ярмарка тщеславия», «Любовь Яровая» в Малом театре, «Травиата», «Снегурочка», «Фальстаф», «Война и мир», «Мать» Т.Хренникова, «Дон Карлос», «Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже» в Большом театре.
О своих творческих принципах работы в театральной декорации лучше всего сказал сам Вадим Федорович: «Художник театра, на мой взгляд, должен быть последователен во всем – в утверждении своего понимания пьесы, в утверждении творческого содружества с режиссером, в совершенствовании своего живописного и профессионального мастерства. Только такой последовательностью и принципиальностью достигается полное и свободное владение всеми формами и проявлениями театральной условности» (с) В.Рындин «Художник и театр», М. 1966.
С 1963 по 1972 год Вадим Федорович руководил театрально-декорационной мастерской МГХИ им. В.И.Сурикова. Многие театральные художники с гордостью называли его своим учителем, вспоминали как уважительно, доброжелательно, требовательно относился он к студентам, как твердо и настойчиво защищал и отстаивал некоторые неординарные смелые студенческие решения перед различными «высокими» комиссиями.
В должности главного художника Большого театра В.Ф.Рындин пригласил туда на работу художником-постановщиком В.Я.Левенталя, распознав по двум первым его сценографическим работам талантливого художника.
Вадим Федорович с большим уважением относился к мастерам, которые работали в Большом театре, и знал художественные возможности и стилистические особенности каждой из бригад исполнителей, умело и заботливо руководил их деятельностью.
К своей обширной и многолетней общественной работе в Московском отделении Союза художников РСФСР, в Союзе художников СССР, в Академии художеств, где он с 1970 по 1973 был академиком-секретарем Отделения декоративных искусств, он подходил творчески, честно и интеллигентно.
В.Ф.Рындин награжден Орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, двумя Орденами Почета.
В Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) планируется проведение Круглого стола, посвященного 120-летию В.Ф.Рындина. Точная дата и время будет сообщено после снятия ограничительных мер, связанных с распространением короновирусной инфекции.
Отделение театрально- и кинодекорационного искусства Российской академии художеств РАХ
версия для печати