Выставка «Таир Салахов. Ко дню рождения художника» в Третьяковской галерее

 

Другие выставочные залы


Даты экспонирования: 2 ноября 2021 - 22 января 2022
Место экспонирования: 28 зал Новой Третьяковки (Москва, Крымский вал, 10)

В 28 зале Третьяковской галереи на Крымском валу открыта расширенная экспозиция произведений одного из крупнейших художников второй половины XX – начала XXI века, вице-президента Российской академии художеств Таира Теймуровича Салахова (1928–2021). Всего в экспозиции представлено 11 живописных произведений, раскрывающих своеобразие творчества автора.
Художник, педагог, видный общественный деятель, Таир Салахов стоял у истоков «сурового стиля» и по праву считается одним из его основателей и идеологов. Источником вдохновения для автора стала будничная жизнь его современников, их проблемы и переживания. Пластически художник решал свои задачи в новой стилистике — линейной и обобщенной, стремящейся к монументальности. Мастер создавал отмеченные суровой мужественностью образного строя жанровые композиции на темы жизни бакинских нефтяников, писал портреты, а также полные внутренней экспрессии индустриальные пейзажи и натюрморты. Произведениям Салахова были свойственны монументальность графически четких форм.
Экспозицию открывает натюрморт «Гладиолусы» (1959) — одна из самых ранних работ художника в собрании Государственной Третьяковской галереи. Она предстала символом зарождавшейся в середине 1950-х оттепели, воплощением надежды на обновление жизни общества.
В контексте «сурового стиля» Таир Салахов работал в разных жанрах станковой живописи: его равно интересовали натюрморт и пейзаж, многофигурная композиция и портрет. В полотнах художника очевидна связь с натурой, но в то же время он никогда не воспроизводит натуру впрямую, всегда наполняя произведения метафорическим смыслом, выраженным в декоративной условности живописи. Так, «Портрет композитора Кара Караева» (1960) стал ярким примером авторского почерка мастера.
Знаменитая работа «Айдан» (1967) — это портрет младшей дочери художника. Лаконичное, но трогательное изображение девочки в белом, сидящей верхом на лошадке, явилось новой вехой в детском портрете второй половины ХХ века. Позднее Айдан Салахова также стала замечательным признанным живописцем, чьи работы находятся в том числе и в собрании Государственной Третьяковской галереи.
Таир Салахов родился в 1928 году в Баку Азербайджанской ССР, а учился в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова. Вероятно, поэтому в его искусстве органично сочетаются восточный колорит и европейская живописная традиция. Салахов создал целую серию работ, посвященных родной земле, ее жителям и культуре. Пейзаж «Апшеронский мотив» (1963), один из первых в этой серии, отличается строгим ритмическим построением и почти монохромно...
На основе релиза ГТГ
Управление информации (пресс-служба) РАХ






версия для печати