А.Саленков. Статья к выставке «Рефлексы» Евгения Вахтангова в РАХ. 2018

 

Выставка Евгения Вахтангова «Рефлексы» по своему внутреннему, экспозиционному строю претендует на то, чтобы называться ретроспективой. Различные художественные стремления, найденные позиции и разрешенные в визуальном образе системы авторского взгляда – все от ранних фигуративных картин до абстрактного пуантилизма и коллажа, пропускающего человека и изобретенный им язык сквозь призму экранной культуры, - собирается в диапазон рефлекторного действия. Художник использует «рефлекс» в качестве метафоры для поиска онтологического значения собственной живописи.
Стоит отметить, что в Академии уже проходила ретроспективная выставка Евгения Вахтангова и называлась тогда – в 2012 году - «Контрапункты», что, на первый взгляд, подводит зрителя все к тому же определению смысла через обобщенное, фиксирующее сравнение. Принцип контрапункта предполагает изначальную иерархию отношений между несколькими самостоятельными мелодиями, пускай и исполненными автономно, но выступающими частями гармонического целого. В этом отношении данная метафора закрепила за ретроспективой статус архивированной творческой биографии, сжатой до столкновения композиционных и живописных задач, тематически представленных траекторий и социального контекста – не менее важной среды для работ художника. Контрапункты образовали в тот момент территорию смысла. А чего ожидать от «Рефлексов»? Обязывают ли они нас, как принято считать, к механической, непроизвольной реакции от предложенного выставочным пространством воздействия? И в какой момент рефлекс проявляет себя как характеристика света в живописной плоскости и фактуры сведенных в коллаж материалов?
Картины Евгения Вахтангова разворачивают панораму ритмически устроенного дисбаланса некогда нормализованных форм миропорядка. Они выступают своего рода активными проводниками образности, обладающей эвристическим потенциалом и возникшей в живописи многих течений модернизма в качестве катализатора реакции на вызовы современности. Творческая работа, организованная согласно поиску и открытию нового, как известно, с переменным успехом, приводила художников к сознательному отказу от выработанных схем и предубеждений. Одной из важнейших точек сборки этого разрозненного «проекта» высвобождения искусства стало обращение модернистов к первобытному, доисторическому изображению. Примитивизм сформулировал идею предмета, встроенного в композицию, но при этом сохраняющего свою самобытность. Указывая на внезапное понимание, непосредственное схватывание предмета, его «инситность», художники исследовали оптические рефлексы зрения на уровне практикуемого живописного метода. В подобном русле неопримитивисткой традиции работает и Евгений Вахтангов. Однако, в поле его внимания попадает не только сложившийся в модернизме набор художественных установок, но и экология зрительного восприятия, которая расширяет специфику изучения оптических рефлексов до рефлекторного действия – автоматического ответа картины на растущее социальное и эстетическое давление и сторонний контроль.
Темы, мотивы и индивидуальные впечатления оказываются вынесены художником за скобки сопутствующей им идеологии. Надписи, периодически «вплетенные» в живописную и коллажную «ткань», подразумеваемые горизонты общественной и городской жизни среди медийной инфраструктуры, наполненной иронией, болью, разочарованием и весельем, мифология абстрактного мышления и картинная рама с модульной точкой – суть рефлекторные инструменты зрения. Видоизменяя и наполняя пустотелый мир светом и цветом через работу рефлексов, повышающие градус противоречия, Евгений Вахтангов играет с социальной реальностью – этой громоздкой машиной конъюнктуры и популизма, обнаруживая в живописи места для политического воображения и личного свободомыслия.


Искусствовед Александр Саленков, 2018






версия для печати