Из интервью президента РАХ З.К. Церетели «О художественном образовании». Журнал «ДИ» №1, 2002
Главный принцип Академии - создавать условия для разнообразных творческих индивидуальностей в искусстве. Практика показывает, что в художественные учебные заведения приходят очень талантливые ученики. Это заметно в первые учебные годы. Но потом все становятся одинаковыми. Это проблема педагогов. Долгие годы в изобразительном искусстве насаждалось только одно направление - литературного соцреализма, и оно все еще сохраняется в мышлении. В Санкт-Петербурге в Институте Репина этой проблемы нет, но в Москве - и в лицее, и в институтах - она стоит остро. Задача педагогов - развивать ту индивидуальность ученика, которую ему дал Бог. Сейчас привлекаем новых педагогов. Вот пригласили Т. Назаренко, А. Салахову и других.
Другой важный аспект - структура образования. Нам нужны поколения художников, которые смогут и задумать проект, и довести его до конца своими руками. В Саратове нам удалось открыть филиал Академии. Там учат и дизайну и живописи. В Санкт-Петербурге студентам предоставили комбинат, на практике они лепят, отливают, чеканят... Скоро начнет работу новый академический институт в Казани. Наша задача - воспитывать новые поколения художников, которые будут творчески владеть и традиционными, и новыми технологиями, новыми методиками и новым мышлением. Академия разрабатывает обширную программу дальнейшей деятельности в сфере образования. Как это было на протяжении столетий, она стремится осуществлять в художественной области важные для России идеалы. Еще в середине XVIII века, когда, воплощая замыслы Петра Великого, его дочь, императрица Елизавета, основала Академию художеств, перед этим главным художественным учреждением России были поставлены государственные задачи, вскоре подтвержденные в уставе, данном Академии Екатериной II. Среди них важнейшим было воспитание российских мастеров изобразительного искусства таким образом, чтобы они могли использовать последние мировые достижения.
Важнейшая заслуга Академии - это то, что здесь удалось сохранить русскую классическую школу живописи. Многие из великих мастеров авангарда прошли академическую школу. Нам нужно понять, что она была важна для созревания их таланта и что она приобщила художников-новаторов к культуре профессионального мастерства. Я не верю в творческие возможности художника, который не владеет рисунком. Конечно, можно талантливо что-то придумать, но творческая биография на этом состояться не может. Мы провели выставку дипломных работ выпускников Академии, и она вызвала во Франции восхищение. Это была еще одна победа русской классической школы образования.
Сегодня во главу угла мы ставим воспитание новых мастеров отечественного искусства и обеспечение преемственности между поколениями художников - это наша задача государственного значения.
Журнал «ДИ» №1, 2002
Interview with Zurab Tsereteli
President of the Russian Academy of Arts.
Academy's primary principle is to create the right conditions for developing a variety of artistic individualities.
Our aim is to train the artists of a new generation who will be in possession both of traditional and new techniques, methods and way of thinking. The Academy works out the vast program of training.
I don't believe that an artist who is not an accomplished master of drawing is be able to make much progress in art. Of course, one can invent some ingenious things, but an artist will never make a name in art on the strength of such inventions.
версия для печати