М.Чегодаева. Статья «Выставка Любови Ивановны Савельевой». 2015.

 

Как рассказать о Любови Ивановне Савельевой, известном мастере стекла, чья выставка, приуроченная к юбилею художницы, прошла в июне-июле 2015 года в залах галереи Церетели? Трудно, почти невозможно вписать ее в направления современного декоративно-прикладного искусства, показать ее творчество закономерным этапом развития великой традиции русского стекла. А между тем, Савельева, сразу по окончании Строгановского училища в 1966 году, вошла в эту традицию как первоклассный зрелый мастер, работала художником стекольного завода «Красный май». В 1960-е годы ее традиционные по форме и предназначению вазы, бокалы приносили ей премии и награды, служили украшением музея Дулевского фарфора…

Но в 1980-е родилась новая Любовь Савельева, возникла как самобытное явление, как творческая личность, синтезирующая в себе самой три искусства – стекла, графики и поэзии, сливающая их в единую «стеклографикопоэзию», – нечто абсолютно уникальное и неповторимое. Стекло превалирует в этом тройственном союзе: не случайно свою выставку Любовь Савельева назвала «Сквозь стекло». И ее графика, и ее поэзия воспринимаются как бы через стекло, переливаются в стекло, образуют единое духовное пространство – едва ли не главную тему всего творчества Савельевой. Это пространство нельзя определять привычными словами «декоративно-прикладное искусство». Это нечто совсем иное, возникшее в наше разрушительное и по-новому созидательное время великих перемен.

Лучше всего об этом говорит в своих стихах сама Любовь Ивановна:
«Cтекло пластично, хрупко, светоносно – // лепить, тянуть, вдувать и выдувать. // Горячая живая стекломасса, // несущая светящийся заряд. // Застывшее стекло как форма мысли, // как форма чувства, форма бытия. // В нем воздух и безмерное пространство // И потому так тесно в рамках быта – // предметной формы, что внедрилась в жизнь. // Но кроме быта есть еще пространство, // забытое за суетным столом. // Пространство, что людей объединяет, соединяет страны и народы. // Границы для него не существуют – // В нем глубина и духа высота!»

Да, стеклянные скульптуры Савельевой не то стекло, что с XVIII века органично вписывалось в жизнь и быт русских людей, сопровождало и украшало интерьеры и столы. Ее «Мадонна», «Ангелы» и «Апостолы», портреты Пушкина, Гоголя, Серафима Саровского, «Люди» – «Скорбящие», «Вдовы», – это особый мир, философское осмысление прошлого и настоящего, божественного и земного, неуловимое, почти призрачное соединение едва ощутимого прозрачного стекла, тонко ассоциирующегося с человеческими фигурами и погруженного в него цвета, металла, реального рисунка, словно бы сошедшего с бумаги и обретшего новую жизнь в стекле.

Найденная Савельевой сложная техника – «цветное стекло, спекание, ручная обработка, тихо дутое стекло», включение шамота, фаянса – и здесь же «бумага, тушь, перо», напечатанные столбцы стихов, черные контуры, «сбежавшие» с листа и окантовавшие стекло и фаянс, – все это единый художественный мир, особое направление, имя которому Любовь Ивановна Савельева.

Нечасто выставка художника предстает от начала до конца его «автопортретом», обнажением его души, исповеданием и покаянием перед зрителем. «Сквозь стекло» мы видим художника – редкую по чистоте и благородству женщину, так полно отвечающую своему чудесному имени ЛЮБОВЬ.






версия для печати