М.Чегодаева. Статья «Памятник Дементию Алексеевичу Шмаринову». 2015.

 

Много лет назад – в нашей исторической памяти, по существу совсем в другом мире, другой стране замечательный скульптор Владимир Ефимович Цигаль изваял с натуры портрет своего друга, выдающегося художника-графика Дементия Алексеевича Шмаринова. Бронзовый бюст хранится в Третьяковской галерее; вторую отливку Цигаль подарил Шмаринову.

Прошли десятилетия. В 2009 году отметили столетие со дня рождения Дементия Шмаринова. В 2013 – столетие Владимира Цигаля. И тогда сыновья, ныне сами известные маститые художники, академики живописец и график Алексей Дементьевич Шмаринов и скульптор Александр Владимирович Цигаль задумали создать мемориальную доску-памятник Дементию Алексеевичу, а фактически обоим – и ему, и Цигалю, поместив в центр монумента бронзовый бюст, хранящийся в семье Шмариновых.

Архитекторы Е.В. Полянцев и В.Е. Полянцев нашли для настенной доски удивительно точное архитектурное и пластическое решение. Не знаю, было ли это сознательным замыслом или получилось непроизвольно, только памятная доска Шмаринову обрела неожиданную образную близость с мемориальными памятниками Древнего Египта. Некая таинственная Дверь разделяет миры живой и потусторонний; проём, как бы окно, соединяет их, и на пороге миров возникает фигура или лик Умершего… Именная такая композиция воплотилась на стене дома на Беговой улице, где жил Шмаринов, возле его подъезда. Высокая прямоугольная доска; в ней круглое окно, подобие иллюминатора, и перед ним вынесенный вперед на пьедестале бюст – на редкость похожий, живой, узнаваемый – такой, каким мы, старшее поколение знали и помним Дементия Алексеевича.

Но могу поручиться: у всех собравшихся на открытие памятника – и старых, и молодых – возникло абсолютно реальное ощущение явления к нам Шмаринова, его подлинного воскресения таким, каким был он – создатель и продолжатель великой традиции русской иллюстрации и станковой графики, лидер Союза художников и Академии художеств, человек огромного мужества и большой души, не раз спасавший многих художников и все наше искусство в самые трудные годы советской истории. Сейчас, когда Россия и русская культура переживают нелегкие времена, он пришел к нам на помощь из вечности, воскрес в детях, внуках, правнуках и очаровательной малышке праправнучке, возложившей 30 июня 2015 года красные гвоздики к подножию его монумента.






версия для печати