Памяти Сергея Александровича Алимова (1938-2019)

 

17 декабря 2019 года на восемьдесят втором году жизни скончался выдающийся художник анимационного кино и театра, замечательный график, Народный художник РФ, профессор, лауреат Государственной премии РФ, премии Правительства РФ в области культуры, Премии города Москвы в области литературы и искусства, академик Российской академии художеств Сергей Александрович Алимов.

Еще до окончания в 1963 году художественного факультета ВГИК С.Алимов, ворвавшись с молодым студенческим задором в отечественную мультипликацию, талантливо и решительно отказался от существующих тогда иллюстративных мультипликационных штампов. Вместе с режиссером Ф.Хитруком ему удалось поднять художественный уровень рисованных фильмов на качественно новую ступень, отличающуюся раскованностью и остроумием пластического языка, метафоричностью, гротесковой остротой во взрослых лентах и добрым лукавством в детских.

«История одного преступления», «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», «Отелло – 67», «Человек в рамке» и более поздний «Премудрый пескарь», завоевавшие многочисленные международные премии, включая Венецианского «Бронзового Льва», стали классикой не только отечественной, но и мировой анимации.

По многочисленным выставкам широкую известность получили серии эскизов С.Алимова к неосуществленным анимационным фильмам «Нос» и «Портрет» на темы Н.Гоголя.

Не менее ценен вклад С.Алимова в книжную графику, где он стал автором иллюстраций к ста с лишним произведений мировой классики - «Мертвые души», «Господа Головлевы», «История одного города», «Крошка Цахес», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Мастер и Маргарита», «Мэри Поппинс» и многие другие. 

И в кинематографических фантазиях, и в книжных иллюстрациях ирреальность соседствует у него с жестким реализмом, составляя единое жизненное пространство, он умел находить особую гармонию в эстетике абсурда.

Иллюстрации художника к детским книгам отличаются умной занимательностью и тактичной назидательностью. 

Будучи почти двадцать лет главным художником Центрального театра кукол им. С.В.Образцова, С.Алимов осуществил на этой сцене немало прекрасных театрально-художественных постановок, начиная с неожиданно глубокого и трагичного для кукольного театра воплощения пушкинской «Пиковой дамы» и кончая иронично-романтичными «Дон Кихотом» и «Приключениями барона Мюнгхаузена». 

Всеобщее восхищение вызвала его последняя серия станковых иллюстраций к «Мертвым душам» Н.Гоголя, выполненным в технике шелкографии.

Четверть века, до самых последних дней жизни С.А.Алимов руководил творческой мастерской мультипликационного фильма на художественном факультете ВГИК, воспитав несколько поколений специалистов отечественного анимационного кино. 

Многие годы Сергей Александрович опекал художников театра и кино, сначала в роли секретаря правления Союза художников СССР, а затем Союза художников России.
У него было много искренних друзей, его ценили и коллеги по искусству, и поклонники театра и кино, и многочисленная детская аудитория.

Он был интеллигентным, обаятельным, общительным человеком.

Светлая личность Сергея Александровича Алимова навсегда останется в нашей памяти.

Российская академия художеств выражает соболезнования родным и близким покойного.






версия для печати