Художественно-документальный проект «Перекрестки творческих дорог» в Музее-мастерской С.Т.Коненкова

 

Другие выставочные залы


Время проведения: 04.04.2019-05.05.2019
Место проведения: Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова» (Москва, Тверской бульвар, д.28)
Часы работы музея:
понедельник – выходной день
вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 12.00 до 20.00, касса – до 19.30
четверг – с 13.00 до 21.00, касса – до 20.30

4 апреля 2019 года в 17.00 в Мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т. Коненкова» (Москва, Тверской бульвар, д.28) открывается выставка «Перекрестки творческих дорог», в экспозиции которой среди произведений крупнейшего русского скульптора, в атмосфере его искусства будут представлены пастели юного художника Димы Шеина и портретные работы академика РАХ Александра Толстикова.

Это совместный проект Мемориального музея «Творческая мастерская С.Т. Коненкова» и Архива Российской академии наук, который впервые продемонстрирует факсимильную копию графического оригинала автопортрета Альберта Эйнштейна, хранящегося в фондах АРАН.

Выставка посвящена теме путешествий в жизни творческих людей, путешествий без которых невозможно познание окружающего мира и освоения достижений культуры – основы развития художника любого уровня от великих до начинающих свой путь в изобразительном искусстве.

«Счастливое время, незабываемая пора!» - так сказал Коненков о своем первом путешествии. Дороги, которые проходит художник, все его путешествия – источник вдохновения и творческих впечатлений, значительная часть его мировосприятия, часть его внутренней метафизической «карты памяти».

Путешествие Сергея Коненкова во времени и пространстве, длившееся почти век, полно невероятных творческих открытий и приключений, начавшихся с узкой тропинки в смоленских лесах его детства, и ставшей, пожалуй, самой важной в его жизни. Первую зарубежную поездку Коненков совершил в 1896году, когда его как лучшего ученика Училища живописи, ваяния и зодчества направили за границу для ознакомления с художественной жизнью, музеями и памятниками Европы. Путь пролегал через Смоленск Варшаву и Берлин. В Дрезденской галepee он с трепетом смотрел на «Мадонну Рафаэля. В Париже в Лувре увидел «Нику Самофракийскую», вдохновившую его на создание своей - русской «Нике», потрясший художника «Восставший раб»- Микеланджело стал импульсом для создания знаменитого «Самсона, разрывающего цепи». Через перевал Сен-Готард Коненков попал в солнечную Италию. Был поражен величием архитектуры Милана. «Тайная вечеря» Леонардо ошеломила его и «оставила в сознании глубокий след». В вечном городе Коненков целый месяц изучал Ватиканскую коллекцию. Его поразил светлый мир рафаэлевских «Стансов» и восхитила « грозная сила «Страшного суда» Микеланджело. «После моего посещения в 1896 году Рима и Флоренции, вспоминал скульптор, - Микеланджело навсегда стал для меня путеводной звездой в творчестве.

В 1912 году Коненков совершил свое второе большое путешествие в Грецию, на землю древней Эллады. Почти год жил в Афинах. После Греции Коненков направился в Египет: через Александрию на Каир, из Каира на пароходе вверх но течении» Нила…

В 1924 году судьба привела Коненкова в Нью-Йорк, который стал его домом на долгих 23 года. В 1935 году в Принстоне Коненков создал знаменитый портрет Альберта Эйнштейна. Большое американское турне Сергея Тимофеевича завершилось 1945 году в порту Владивостока, куда Коненковых доставил пароход из американского Сиэтла.

Святому Августину приписываются слова: «Мир – это книга. И кто не путешествовал по нему – прочитал только одну страницу».

Юному экспоненту Диме Шеину повезло. В свои девять лет он уже «прочитал» добрую сотню страниц удивительной книги странствий, поскольку большую часть своей жизни Дима путешествует по миру вместе со своими родителями и старшим братом, посетив множество городов Западной и Северной Европы, а также Юго-Восточной Азии, побывал в городе Сан-Франциско штата Калифорния в Америке. Яркое и осмысленное восприятие окружающей действительности далеко не по-детски отражается в работах юного художника. Он много рисует с натуры, фотографирует, воплощает свои впечатления в пастелях, сложной и очень тонкой технике, требующей точного глаза и уверенной руки. Его работы, в первую очередь, пейзажи и архитектурные виды Италии и Испании отмечены профессионалами, экспонировались на выставках в Москве и Санкт-Петербурге. Наиболее значимые - экспозиция в рамках выставочного проекта «Башни, стены и мосты», в залах Архива РАН, выставка совместно с А.Толстиковым и М.Горшуновым в Санкт-Петербургском Доме ученых РАН. Неуловимое состояние восторга от дорог и путешествий, о котором писал С.Т.Коненков, непостижимо повторилось в творчестве юного художника-путешественника Димы Шеина - в невесомых, как сон, пастелях, пронизанных по-детски чистым восприятием мира.

Портретные работы А.Толстикова узнаваемы благодаря индивидуальному стилю мастера, создавшего своего рода систему наиболее полного раскрытия образа, успешно действующую с учётом естественных различий в характере и внешности моделей. Неизменное внимание художника к внутреннему состоянию портретируемого как в зеркале отражается в его мимике. К ней художник особенно внимателен, поскольку принадлежит к числу немногих в наши дни продолжателей традиций психологического портрета. Именно для того, чтобы ничто не отвлекало зрителя от проникновения во внутренний мир модели, художник избегает излишеств как в элементах одежды, так и в интерьере. Чаще всего он использует нейтральный фон, на котором неизменно доминирует портретный образ подобно тому, как некий загадочный иероглиф царит на светлой поверхности бумажного листа. Портретное искусство А.Толстикова – не только воплощение живописных исканий художника, это целая философия, размышление о человеческой природе, ее характере и гранях красоты.

Экспозиция «Перекрестки творческих дорог» в цикле выставок «Диалоги с мастером» в Музее-мастерской С.Т.Коненкова - это новые имена, новые произведения известных художников и новые акценты, грани творчества самого С.Т.Коненкова, его творческая жизнь в современном мире.


При подготовке текста пресс-релиза использованы материалы статьи С,Бобровой «Дорогами Сергея Коненкова», статьи академика РАХ А.Толстикова «Юный художник Дмитрий Шеин в выставочном проекте «Перекрестки творческих дорог» в Мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т. Коненкова». текста академика РАХ М.Вяжевич к выставке произведений А.Толстикова «Грани реализма».






версия для печати