«Что ещё сохранять, как не культуру?». Интервью с академиком РАХ Н.И.Шумаковым.
«Что ещё сохранять, как не культуру?». Интервью с президентом Союза архитекторов России (с 2016 года), генеральным директором Центрального Дома архитектора, академиком и членом Президиума Российской академии художеств, членом Архитектурного совета Москвы Н.И.Шумаковым.
- Николай Иванович, у меня к вам несколько вопросов. Конечно, хотелось бы поговорить о ситуации в архитектуре вообще. И о тех новых технических решениях, что стали сейчас реальностью…
- Всё взаимосвязано. Новые идеи, новые технологии – ничего не появляется само по себе. В основе лежит то, что было сделано раньше, нашими предшественниками. Не зная и не уважая прошлое, не создашь никакого будущего. Вот возьмите сегодняшнее событие: упал козырек института Гидропроект.
- Неприятная история, хотя вроде бы обошлось без пострадавших …
- Там был козырек, который консолью выходил метров на 30. Очень незаурядное сооружение. И вот всё рухнуло.
- А почему? Как-то чудно… В центре, у всех на виду…
- Так эксплуатируем. Никакой другой причины нет. Причем это здание сравнительно недавнее, ему полвека всего, это прекрасный образец советского модернизма в архитектуре… А что говорить о старых памятниках? Если они никому не нужны, разумеется, проще снести и построить новое. А то, что это слой культуры – мало кого волнует.
- Волнует, может быть, многих, но немногие что-то делают…
- Вот вам и результат: культура в России практически стоит на коленях.
- Ну, уж прямо…
- Нет, я не преувеличиваю… Поглядите вокруг…
- Справедливости ради давайте отметим, что Москва на протяжении своей истории не раз перестраивалась, скажем так, очень решительно… И до революции такое бывало…
- Но самым кардинальным был сталинский Генеральный план 35 года.
- Это как раз понятно… Большевики вообще считали, что до них истории не было…
- Да, это так. А сейчас-то что происходит?
- Честно говоря, я теряюсь. Раньше были хоть дикие, но все-таки какие-то идейные соображения. Теперь, похоже, ничего не осталось, кроме финансовой целесообразности…
- Я вам вот какой пример приведу… В Риме на мой вопрос, как вы относитесь к памятникам, мне ответили так: в Риме все дома – памятники. Вот и всё. Все дома – памятники. Отсюда и отношение. Это и есть высочайшая культура и любовь к своему Отечеству. У нас же если в каком – либо городе за одну ночь три прекрасных старинных дома сгорели, то никого это не удивляет, потому что все знают: поджог. Так же проще всего! Спалил и построил в десять раз больше. Всё это горе и печаль наша…
- Николай Иванович, а Союз архитекторов как-то повлиять может?
- Союз – единственная организация, которая и может повлиять.
- Вы, я знаю, сотрудничаете с Архнадзором…
- Да, они от нас буквально не уходят. Мы проводим круглые столы, семинары по охране памятников. Мы их привекаем, потому что они во многом правы. Они правы, они неравнодушны, они защищают, и мы поддерживаем. У нас сейчас совет по наследию создан. И вообще политика Союза во многом настроена на реставрацию. Чтобы не пропало ничего. Мы проводим единственный по всей России фестиваль «Архитектурное наследие». В этом году он пройдет в Казани при поддержке Минниханова. Замечу, это важно, когда есть поддержка первых лиц. Надеюсь, вот так, короткими шажками, постепенно дело сдвинем.
- Кстати, я был на выставке «Зодчество», и она произвела на меня большое впечатление. Была представлена современная архитектура, причем хорошего класса, были представлены объекты, нуждающиеся в сохранении, в спасении, о них было очень подробно рассказано…
- Союз плотно занимается этими вопросами, проводит мероприятия важные, интересные, но наших усилий недостаточно. Горожане, я имею в виду не конкретно москвичей, казанцев, а шире, жителей любого города, — должны понять, что если они сами не будут сохранять свое культурное наследие, ничего не получится.
- А как это – «сами сохранять»?
- Надо постоянно, на всех уровнях ставить вопросы сохранения и реставрации архитектуры. Надо постоянно подавать голос. Если голоса не будет, никто и слушать не станет…
- Это, мягко говоря, непросто…
- Непросто. Но никто не придет и за нас это не сделает…
- У меня вот к вам какой вопрос. За каждым разрушением памятника стоит архитектор, который согласился на этом месте строить. Что мешает архитекторам не участвовать?
- Это вопрос этический. Переступил человек грань – и всё, дальше всё позволено. Это как врач-гинеколог. Вот сделал он первый подпольный аборт, и рубеж пройден... С этим бороться невозможно. Тут дело не в том, что профессионал плохой. Как раз профессионал-то может быть отличный. А нормы, человеческие, этические, нарушены. Это печально.
- Может ли Союз как-то влиять на архитектора, который согласился участвовать в уничтожении памятника? Или вы считаете, что у Союза не должно быть никаких репрессивных функций?
- Нет, у нас только любовь. Поговорить можем. Попытаться убедить. Осудить можем на комиссии по профессиональной этике. Но решение человек принимает сам. Исходя из своих нравственных критериев.
- Давайте теперь все-таки о технологиях поговорим. О технологиях, которые дают новые возможности для архитектора. Знаю, что сейчас Союз архитекторов России готовится провести Международный форум «Алюминий в архитектуре и строительстве 2019». Подготовка идёт основательная. Сайт даже специальный сделали — alumforum.ru. Почему такой интерес к этому материалу у архитекторов?
- Я расскажу о своем опыте. В последнее время я много и с большим удовольствием работаю с алюминием. Это живой, теплый, восприимчивый материал. С ним очень хорошо работать в реставрации. И его, замечу, можно сделать подо что угодно. Вот у меня есть проект – вокзал – там алюминий выступает в роли дерева.
- Как же это?
- Представьте себе. И, вы знаете, не отличить от дорогого дерева. Мы дерево не можем использовать в общественных зданиях из соображений пожарной безопасности.
- Сейчас вроде бы научились пропитывать.
- Все равно горит. А есть алюминий негорючий. Вообще сейчас очень активно используют пластик, композитные материалы, материалы на базе смол, цементных растворов, и это правильно. Но ведь есть рядом, что называется, на поверхности, готовый отделочный материал под названием алюминий. Ему надо давать широкую дорогу. Разумеется, не только в отделке.
- А где еще?
- Например, в мостостроении, в метростроении. Это металл негорючий, он может нести большие нагрузки. Плюс к тому, он не ржавеет и может простоять десятки лет. Вот у нас на «Маяковке» нержавеющая сталь проржавела. А с современным алюминием такой ситуации не будет. Именно с современным, потому что сейчас другие сплавы, принципиально другого качества.
- Но ведь это дороже…
- Дороже, но не критично. И окупается другими плюсами. Алюминий – это такой материал, которому позволено всё, любое применение в области архитектурного строительства. Я в этом убедился на практике. У нас станция метро «Мичуринский проспект» вся алюминиевая. На Дмитровской линии мы применили с успехом алюминий в виде водоотводящих зонтов, получили совсем другое качество.
- Мне кажется, сейчас появляются перспективы у альтернативных материалов. Раньше была одна железобетонная панель, потом монолит, сейчас все-таки можно выбрать тот вариант, который будет оптимальным…
- Пока у нас всем рулит стройкомплекс, и это продолжается с 1955 года. Политика не меняется. Поворота в сторону архитектуры не происходит. А ведь уже понятно, что надо максимально отказываться от высотных домов. В мегаполисе никуда не денешься, земля дорогая, здесь, конечно, строили и будут строить высотки. Но зачем нужны 40-этажные монстры в обыкновенных русских старых городах?
- Да, я большую часть своей жизни провел в Твери, и для меня Тверь – это город невысокий, а потому уютный, своеобразный. Понастроить высоток – ничем не будет отличаться.
- Это все оттого, что хозяевам города хочется, чтобы у них тоже появился большой дом, чтобы было как у людей. Чтобы было что показать. Беда в том, что архитектурной политики в стране нет. Свои правила диктует стройкомплекс, а он неповоротливый, в каком-то смысле, допотопный. Но пока так. Строят быстро, зачастую плохо. Цель одна – скорее продать. А что будет дальше с городом? Этим вопросом предпочитают не задаваться.
- И как же быть?
- Надо всё поставить с головы на ноги. Архитектура должна идти впереди. Это во мне не профессиональная ревность говорит, а здравый смысл.
- И последний вопрос, Николай Иванович: знаю, что вы готовите персональную художественную выставку.
- Да. Она откроется 1 апреля, и я сейчас к ней активно готовлюсь. Мои работы будут выставлены в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели.
Полный текст статьи можно прочитать по адресу: moscowarch.ru
версия для печати