Международная научная конференция «Баухауз и художественные школы эпохи авангарда»

 

Фото: управление информации РАХ

Российская академия художеств,
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ, 
МГХПА им. С.Г.Строганова, МАРХИ (Государственная академия),
Национальная академия дизайна (НАД)

международная научная конференция

«Баухауз и художественные школы эпохи авангарда», приуроченная к 100-летию его создания.

Время проведения:17-19 апреля 2019 года

Место проведения: 17 апреля -  МГХПА им. С.Г.Строганова, 18 апреля -  МВК РАХ «Галерее искусств Зураба Церетели» (Домовая церковь), 19 апреля -  МАРХИ.


Цели и задачи конференции:
Привлечение международной и российской научной и творческой общественности к осмыслению роли Баухауза (1919-1931) в развитии архитектуры и дизайна ХХ века, исследованию контактов между авангардными художественными школами Западной Европы, России и Америки, изучению его теоретического, учебно-методического и практического наследия и роли в формировании современной проектно-художественной культуры.

Научная проблема конференции:
Современный этап развития дизайна и архитектуры, коммуникативных и информационных процессов, поисков в сфере актуального искусства отличаются усилением междисциплинарных связей. В учебных центрах возрастает роль  не только профессиональной подготовки, но и формирования на их основе крупных творческих направлений.
Поэтому так важно обращение к наследию Баухауза и современных ему школ, в которых стремились соотнести между собой различные виды и жанры проектной и художественной деятельности, образование и профессиональную практику.
Для современных исследователей представляет интерес структура таких школ, взаимоотношения в них между лидерами  различных творческих направлений, педагогами и студентами, проектировщиками и социально-политической средой, заказчиками и общественностью. Фактически сами школы становились метапроектами, направленных на достижение согласованных целей и задач на основе взаимодействия множества факторов: индивидуальных, творческих, личностных установок, а также политических и экономических ситуаций.
Баухауз зарождался и развивался в период наибольшей активности мирового авангарда. Это не могло не отразиться и на повышенной активности образного мышлении и нового языка искусства, на настроениях педагогов и учащихся, зачастую ощущавших себя равноправными участниками единого творческого процесса. В результате палитра художественных поисков становилась шире. Каждое направление обладало огромным потенциалом в учебно-методическом процессе, позволяя  на основе различных формально-композиционных поисков формировать целостные модели искусства. Это заметно на примере Баухауза и московского ВХУТЕМАСа.
Столетие спустя многие результаты и опыт поисков того времени воспринимаются иначе, чем непосредственно в годы их формирования и функционирования. Возникает потребность в создании своего представления о них, реконструкций их истории, создании общедоступных архивов и других школ, позволяющих детально представить себе этапы их  эволюции и сравнить их учебные программы.

Тематические блоки и секции конференции:
— Роль Баухауза в системе архитектурного, дизайнерского, художественно-промышленного образования. Баухауз и формирование проектной культуры ХХ века.
— Роль архитектуры и пространственного мышления в формировании художественной школы нового типа.
— Взаимодействие и синтез искусств в системе педагогики Баухауза и других художественных школ.
— Влияние науки и техники на развитие художественного творчества и архитектурно-дизайнерского образования в первой трети ХХ века.
— Виртуальный музей Баухауза и художественных школ эпохи авангарда: проблемы создания электронных информационных ресурсов и баз данных с визуально-образной и интуитивно понятной архитектурой (концепции, модели, методология).


ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Сопредседатели Оргкомитета конференции:
Калинин Виктор Григорьевич, Первый вице-президент Российской академии художеств Швидковский Дмитрий Олегович, вице-президент Российской академии художеств, ректор МАРХИ
Курасов Сергей Владимирович, ректор МГХПА им. С.Г. Строганова
Аронов Владимир Рувимович, президент Национальной Академии Дизайна

Члены Оргкомитета:
Есаулов Георгий Васильевич, проректор МАРХИ по научной работе
Лаврентьев Александр Николаевич, проректор МГХПА им. С.Г.Строганова по научной и международной работе Иванова-Веэн Лариса Ивановна, директор Музея истории московской архитектурной школы при МАРХИ
Ивановская Вера Игоревна, начальник Информационно-издательского отдела МАРХИ
Сазиков Алексей Владимирович, зав. научно-методическим отделом МГХПА им. С.Г.Строганова

Научный комитет конференции:
Аронов В.Р. (НИИ РАХ),
Баснина Е.Ю. (МАРХИ),
Ганцева Н.Н. (Ученый секретарь МГХПА им. С.Г.Строганова),
Глинтерник Э.М. (зав. кафедрой рекламы Санкт-Петербургского государственного университета),
Даль Фалько Федерика (профессор кафедры промышленного дизайна Университета La Sapienza, Рим), Есаулов Г.В. (проректор МАРХИ по научной работе),
Ефимов А.В. (профессор, зав. кафедрой дизайна архитектурной среды МАРХИ),
Зиновеева М.М. (директор Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА им. С.Г.Строганова), Иванова-Веэн Л.И. (директор Музея истории московской архитектурной школы при МАРХИ),
Лаврентьев А.Н. (проректор МГХПА им. С.Г.Строганова по научной и международной работе), Лисов А.Г. (доцент, Витебское отделение Белорусского союза художников),
Лоддер Кристина (профессор Кентского университета),
Пост Кристиане (доцент Бергского университета, Вупперталь, Германия),
Сазиков А.В. (зав. научно-методическим отделом МГХПА им. С.Г.Строганова),
Соловьев Н.К. (зав. кафедрой истории и теории декоративного искусства и дизайна МГХПА им. С.Г.Строганова), Шулика Т.О. (профессор МАРХИ)

Время проведения: 17–19 апреля 2019 г. 11:00–19:00.


17 апреля
МГХПА им. С.Г.Строганова, Волоколамское шоссе, д. 9

Утреннее заседание 11:00–13:30

Открытие конференции,пленарные доклады Актовый зал МГХПА им. С.Г. Строганова

С.В.Курасов, ректор МГХПА им. С.Г. Строганова
Образы нового мира в художественном и проектном сознании
В.Р.Аронов
БАУХАУЗ и ВХУТЕМАС в зеркале истории
А.Н.Лаврентьев
Пропедевтика как технология формообразования. От опыта – к теории структуры формы
С.М.Михайлов
Уроки в Баухаузе 70 лет спустя
М.Т.Майстровская, Н.В. Дрюкова
Новая эстетика формы в проектах предметно-пространственной среды Ба- ухзауза (Вальтер Гропиус, Марсель Брейер, Людвиг Мис ван дер Роэ и др.)
А.В.Панкратова
Эстетика Баухауза как фундамент современной дизайн-эпистемы

Доклады представленные в письменном виде:

Кристина Лоддер
ВХУТЕМАС и Баухауз
Федерика Даль Фалько
Веркбунд 1914–2014 и поселок Вайсенхоф 1927–2017. Дизайн как упражнение для будущего

Открытие выставки плаката «Баухауз-100» (МГХПА им. С.Г.Строганова, Школа дизайна РАНХиГС, кафедра дизайна МРСЭИ) и демонстрация конкурсных видео-проектов, посвященных юбилею Баухауза МГХПА им. С.Г.Строганова)
 
Дневное заседание 14:30–19:00 Музей МГХПА им. С.Г.Строганова

Новый дизайн и предметно-пространственная среда

В.М.Зубец
Идейный поиск путей реорганизации художественного образования в первые послереволюционные годы
Н.И.Дружкова
Содержание учебного курса Баухауза по формообразованию
О.М.Санду
Формирование проектно-художественного сознания в учебных курсах преподавателей Баухауза
М.В.Панкина
Проектная культура Баухауза: целеполагание и аксиология мышления
М.П.Киба
Развитие идей творческих мастерских Баухауза в учебном процессе подго- товки дизайнеров среды
М.М. Зиновеева
Металлообрабатывающий факультет ВХУТЕМАСа. Методика обучения и новые принципы формообразования в графических проектах и изделиях в материале
А.Г. Пушкарев
Геометризмы Пауля Клее в Баухаузе (взгляд из XXI века)
В.Д.Уваров, Е.П. Козырь
Мастерская таписсерии в Баухаузе
Л.Б. Фрейверт
Архетип сетчатости в творчестве мастеров Баухауза
Я.Э.Жарова
О месте и роли теории цвета в образовательной модели Баухауза

Открытие выставки «Баухауз-ВХУТЕМАС. Материалы из музея МГХПА им. С.Г.Строганова»
 
Дневное заседание 14:30–19:00 Актовый зал МГХПа им. С.Г.Строганова

Уроки и традиции авангардной школы

Ю.И.Бундин
Актуальное наследие Баухауза: дизайн-мышление и его роль в системе про- фессионально значимых качеств личности современного специалиста
Н.Ю.Казакова
Цифровое наследие Баухауза: виртуальные музеи, выставочные площадки и образовательные ресурсы
Г.М.Салтыкова
Наследие Баухауза в дизайн-образовании
Т.О.Габриелян
«Телефонные картины» Ласло Мохой-Надя и современные решения в сфере человеко-машинного дизайна
А.Д. Александров, К.Г. Куртова, А.А. Терёшкин
Новый взгляд на искусство формы Иоханнеса Иттена в школе Баухауз сквозь современные цифровые технологии
Ю.А.Васерчук
Искусство цвета Иоханнеса Иттена как пропедевтическая методика вчера и сегодня
Д.А.Казаченкова
Влияние основных принципов образования школы Баухауз на формирование профессиональных навыков современного дизайнера
А.С.Кочнева, М.В. Панкина
Роль Баухауза в развитии концепта тактильности в дизайне
 
Доклады представленные на секции в письменном виде:

Т.В.Белько
Наследие Баухауза и мода: архитектоника костюма
Е.В.Жердев, Д.С. Девятко
Дизайн-деятельность Макса Билла в контексте Баухауза и Ульмской школы
Е.А.Заева-Бурдонская
Баухаус-ВХУТЕМАС-МВХПУ: Функционализм-Конструктивизм-Функциональ- но-Конструктивный дизайн
Ф.А.Ибрагимова
Эхо Баухауза в Казанском авангарде
Е.М.Лушкина, Н.К. Соловьёв
Столярная мастерская Баухауза
А.С.Михайлова
Баухаус и австрийский социальный дизайн
С.Р.Николаев
Вещи-символы Баухауза в проекте авторской книги в контексте проблем дизайн-пропедевтики
М.В.Решетова
Опыт художественной школы авангарда в становлении отечественного ди- зайна (на примере международных художественных выставок)
М.А.Степанова, М.И. Кузнецова, Е.В. Вишневская
Применение образовательных методик «Баухауз» и художественных школ эпохи авангарда в сфере профессионального дизайнерского образования
М.Б.Удальцова
Традиция ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН в современном преподавании скетчинга в МГХПА им. С.Г. Строганова на примере учебной постановки «Наручные часы»
 

18 апреля
Российская Академия Художеств, Пречистенка, 19

Утреннее заседание 12:00–14:30. Домовая церковь

Искусство авангарда и проблемы синтеза искусств

Т.Ю. Гнедовская
Вальтер Гропиус и Баухауз: предыстория
Л.П. Монахова
Педагогическая система Пауля Клее
С.А. Дзикевич, Е.А. Дзикевич
Театр как перформативная часть художественно-интеллектуального простран- ства в проекте Bauhaus
С.П. Никольская
1910-е: Нижегородский плафон А.А. Веснина, веймарская Die Werkstatt für Wandmalerei и новая типология монументальной живописи
Т.Л. Астраханцева
Ева Штрикер. Встреча европейского дизайна с советским фарфором
И.Ю. Перфильева
Наум Слуцкий. Традиции Баухауза в художественных украшениях Англии
И.И. Орлов
Баухауз, военная униформа и этика профессии
Э.М. Андросова
Авангардный импульс Александры Экстер
Д.В. Фомин
Обучение художников книги в Баухаузе и ВХУТЕМАСе
И.Ю. Чмырева
Фотоавангард 1920-х годов: школы, творческие судьбы, международные контакты
 
Дневное заседание 15:20–18:00. Домовая церковь

Образы пространства и проектное мышление

Г.В. Китаева
«Предчувствие» конструктивизма в творчестве мастеров эпохи модерна

Р.М. Байбурова

Дома мастеров в Баухаузе

Е. Юкечев

Макс Билл и Баухауз

Т.М. Журавская

Влияние Баухауза на японский дизайн

Э.М. Глинтерник

Д.И. Митрохин как представитель художественной школы Полиграффака Ленинградского ВХУТЕИНа (1921–1930)

М.Л. Ахмадуллин

Восточный авангард в полиграфии Поволжья и Урала

Пшемыслав Строжек

Роль спорта и программ строительства стадионов в деятельности Баухауза и ВХУТЕМАСа в 1924–1928 годах

А.П. Крохалева

Авангард и традиции Баухауза в Прикамье

М.А. Репринцев

Диалектика эстетического и утилитарного в профессиональной деятельности дизайнера: от идей Баухауза — к эстетике универсального

А.С. Бугровская

Керамические мастерские Баухауза и ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа. Общие черты в контексте времени

А.Д. Максимова

Влияние идей целостного восприятия художественных произведений на формирование «образовательной системы» Баухауза

А.В. Степанов, Т.М. Степанова, И.В. Клюшкин

Преодоление фронтирной ситуации в образовательно-проектной практике Баухауза

Т.Ю. Быстрова

Концепции развития российской архитектуры общественных зданий

А. Пигальская

Баухауз и история: конструирование истории в связи с политическим и культурным контекстом

 
Доклады представленные на секцию в письменном виде:

Н.П. Бесчастнов, А.Г. Пушкарев, П.Н. Бесчастнов
Влияние фотоэкспериментов, проводившихся в Баухаузе, на становление фотообразования в РГУ им. А.Н. Косыгина: история, методика обучения
И.В. Глазов
Баухауз: стилистический аспект пластических поисков
К.К. Глинтерник
Новая эмблематика, марки, печати и знаки: формотворчество 1920-х гг., в поисках конструктивности
Е.Б. Корягин
Влияние науки и техники на развитие художественного творчества и архитектурно-дизайнерского образования в начале ХХ века
О.И. Лексина
Развитие идей Баухауза в культовой архитектуре Марселя Брейера
Н.Н. Личманюк
Форкурс И. Иттена: раскрытие творческого «я» и формирование экосознания
Х. Мохой-Надь
Воспоминания о Ласло Мохой-Наде и его Школе в Чикаго
К. Пашшут
Самый молодой профессор Баухауза
П.Ю. Потапенко, М.С. Чвала
Формирование «нового видения» под влиянием традиций Баухауза
С.И. Серов
Постбаухаузская педагогика
С.И. Серов, Е.С. Терехова
Мой Баухауз
Р.Р. Хафизов
Супрематические композиции в городской среде начала XX века как прообраз архитектурной суперграфики

19 апреля
Московский архитектурный институт, ул Рождественка, 11

Утреннее заседание 11:00–13:30. Зал ученого совета

Наследие Баухауза в контексте авангардной архитектуры XX в.

Г.В. Есаулов, проректор МАРХИ по научной работе
Баухауз — ВХУТЕМАС: научные исследования как фактор развития
К.А. Донгузов
Уфа – Казань – Берлин: маршрут в конструктивизм архитектора В. Вайднера
А.Г.Лисов
К вопросу о международных связях Витебских СГХМ: командировка Эль Лисицкого в Германию (1921–1925 гг.)
А.В.Ильичёва
Выставка «Баухауз в Москве» в Галерее ВХУТЕМАС (МАРХИ) 2012 г.
Кристиане Пост
Русские женщины-архитекторы глазами немецких исследователей
Е.В. Конышева
Архитекторы Баухауза в СССР: противоречия сотрудничества
М.А.Гвоздева; научн. рук. И. Вайзман
Фрагменты советского наследия Ханнеса Мейера
А.В.Слабуха
Как коммунист архитектор Освальд Шнейдратус «импортировал стиль Баухауз в СССР»
Ю.П. Волчок
Домостроение как архитектонический синтез. У истоков сложения концепции формообразования в Баухаузе и ВХУТЕМАСе
А.Д.Максимова; научн. рук. Ю.П. Волчок
Влияние идей целостного восприятия художественных произведений на формирование «образовательной системы» Баухауза
Н.С.Назарова; научн. рук. Ю.П. Волчок, И.С. Чередина
Театральное действие в образовательной системе Баухауза как инструмент поисков современного жизнестроения

14:30. Холл Зала ученого совета
Открытие экспозиции «Выставки Баухауз 1920-х, 2010-х»
 
Дневное заседание 14:30–18:00. Зал ученого совета

Столичные и региональные школы авангарда

Л.И. Иванова-Веэн
Баухауз-Дессау на Первой Выставке СА во ВХУТЕМАСе (1927 г.)
Е.Н.Рымшина
Проблемы репрезентации дизайн-мышления. По материалам выставок Баухауза 1930-х годов в Москве и Нью-Йорке и современной экспозиционной практики
Е.Г.Лапшина
Башня Татлина: путешествие из Петроградского СВОМАСа в Москву, Париж, Берлин
Е.П.Алексеев
Процесс организации СГХМ на Урале, 1919 год
П.И.Попова, Л.И. Иванова-Веэн
Скульптурные мастерские в художественной системе СГХМ, 1918–1920 годов. Новые материалы
А.А.Бокова
«Творить огнем»: Кандинский как педагог во Вторых СГХМ (Свомасе) и в Баухаузе
Д.Д.Сорокина; научн. рук. Я. Кепл
Борис Эндер – ученик и последователь Михаила Матюшина: цвет в пространстве
В.В.Кудрявцев
Баухаус и эпоха «культурного взрыва» в Саратове 1918–1932 гг. – параллели и особенности развития
А.В.Ефимов
Цвет в пропедевтическом курсе Йоханнеса Иттена
В.Л.Барышников
Влияние форкурса И. Иттена в Баухаузе на формирование учебных программ кафедры живописи МАРХИ

18:00. Галерея ВХУТЕМАС
Открытие выставки «ОБМОХУ Вячеслава Колейчука»
 
Доклады представленные на секции в письменном виде:

К.В.Васильева; научн. рук. – О.Ю. Астахов
Фабрично-заводское училище г. Сталинска (Новокузнецка) как реализация идей Ханнеса Мейера о геопсихическом воздействии архитектуры на формирование людей рабочего класса
Ф.В.Верхотуров; научн. рук. – Л.И. Иванова-Веэн
Бруно Таут о работах Архфака ВХУТЕИНа. Новые данные
С.С.Духанов
Принцип «единого искусства» в Омском худпроме в 1920–1923 гг.: новые материалы
М.Золотова, А. Корякина
Рационализированная кухня в Германии и России: социальная точка опоры нового образа жизни
М.В.Курочкин
Баухауз – «Красная линия» конструктивизма в ижевске
А.Н.Лаврентьев
Первые СГХМ: от школы декоративного искусства – к дизайну. Новые документы 1919/20 уч. г.
Н.Г.Панова
Цвет и форма в педагогических экспериментах Баухауза и их развитие в курсе «Архитектурная колористика» МАРХИ
Т.С.Решетникова; науч. рук. Ф. Экардт
Экспериментальный проект В. Гропиуса: реализация в 1990-е годы
А.В.Филиппова
Влияния Баухауза на повседневную жизнь
Т.О.Шулика
Традиции синтеза в педагогике Баухауза и их развитие в современном дизайн-образовании
Т.А.Эфрусси
«Опыт Баухауза неприменим»? Ханнес Майер – педагог АСИ


___________________________________________________________________________________

In April 2019 The Russian Academy of Art, Research Institute of Theory and History of Russian Academy of Art, Moscow State Stroganov Academy of Design and Applied Arts, Moscow Architectural Institute (State Academy) and the National Academy of Design are holding an international scientific conference «Bauhaus and the art schools of the avant-garde epoch» dedicated to the 100th anniversary of its creation. The conference will take place on 3 venues: 17 April -  in Moscow State Stroganov Academy of Design and Applied Arts, 18 April - in Zurab Tsereteli's Art Gallery (The Family Chapel), 19 April - in Moscow Architectural Institute (State Academy). The organizers of the conference tend to involve the international and Russian scientific and creative public into the discussion concerning the role of the Bauhaus (Weimar, Dessau, Berlin 1919-1931) in the development of world schools of architecture and design of the twentieth century; the study of mutual contacts between avant-garde art schools in Europe, America and Russia; the study of theoretical, educational and artstic heritage of the Bauhaus as an art and design school of a new type.

The current stage of the development of design and architecture, communication and information processes, experiments in the field of contemporary art are characterized by increased interdisciplinary connections. The modern training centers not only become schools of merely professional education, but define art and design process in general as well. Therefore, it is important to appeal to the legacy of the Bauhaus and similar art schools of the 1920s and 1930s, where active research of various types and genres of design and art activities, education and professional practice has been conducted.For modern researchers, the structure of such schools, the relationship between leaders of various creative fields, teachers and students, designers and social and political environment, customers and the public is of great interest. In fact, the schools themselves became metaprojects aimed at achieving goals and objectives based on the interaction of many factors: individual, creative, artistic, as well as political and economic situations.Bauhaus was born and developed in the period of the greatest activity of the world avant-garde. This could not but affect the increased activity of visual thinking and the new language of art, the mood of teachers and students, who often felt themselves to be equal participants of this joint artistic process. As a result, the palette of artistic experiments became wider. Each direction had a huge potential in the educational and methodological process, allowing to form holistic models of art on the basis of various formal-compositional searches. This is noticeable on the example of the Bauhaus and Moscow VHUTEMAS.A century later, the results and experience of the Bauhaus and similar schools can be perceived differently than directly in the years of their formation and functioning. There is a need to explain the original ideas from the contemporary point of view, thoroughly reconstruct their history, allowing us to imagine in detail the stages of their evolution and compare their curricula.

Thematic blocks and sections of the conference: 

- The role of the Bauhaus in the system of architectural, design and art-education. Bauhaus and the formation of the design culture.
- The role of architecture and three-dimesional spatial thinking in the formation of the artistic and design schools of the new type.
- Interaction and synthesis of arts in the system of pedagogy of Bauhaus and other art schools.
- The influence of the science and technology on the development of the architectural and design education in the first third of the XX century.
- Virtual Museum of the Bauhaus and avant-garde art schools: problems of creating electronic information resources and databases with a visual-image and intuitive architecture (concepts, models, methodology)
 Issues for discussion: 
- What are the forms of propaganda activities of art schools of this period?
- What are the international contacts between schools of the avant-garde era?
- What is the role of the basic education model, which consists in the combination of propaedeutic exercises, experimental searches and real design problems?
- What is the impact of the educational and methodical work of the Bauhaus and other schools on professional design activities, architecture and design?
- What was the ideal consumer model in the avant-garde era, which was the focus of the art schools programs in the field of living environment design?
- What role does the legacy of the Bauhaus and avant-garde art schools play today in the sphere of professional design and architectural education and real practice?
Participation in the conference 
On the basis of the materials sent, the program will be rolled up. Conference papers will be published. Payment of travel expenses of nonresident conference participants is at the expense of the sending party. For participation in the conference and inclusion in the program and a collection of materials, it is necessary to submit the paper to the Organizing Committee before March 18, 2019: materials for publication by e-mail.
By sending the material the participants of the conference give the permission to the organizing committee and editorial group:
- to publish materials;
- to place the electronic version of the publication on the website of the Russian Academy of Arts, Architectural Institute, Stroganov Academy, National Academy of Design and RISC; 
Contacts and addresses:
aronov@list.ru Vladimir Aronov
strog-nauka2011@yandex.ru Alexander Lavrentiev
In order to compile the program of the conference abstracts (up to 300 characters) should be sent up to February 15, 2019.
Deadline for the texts: March 15, 2019
Final texts should be sent in the Word doc (docx) format (English or Russian) with short abstracts (2-3 senteces) and keywords, illustrations are sent in the jpeg or pdf format. List of illustrations is placed at the end of the article.





Возврат к списку

версия для печати