«Взгляд питает душу». Выставка произведений Алексея Благовестнова в Милане.

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 30 января - 8 апреля 2019
Место проведения: Ассоциация Италия-Россия, виа Джулио Натта 11, Милан
Вход бесплатный.

Из-за богатства фантазии, детализации, ассоциативных связей и отсылок к разным эпохам истории искусства, скульптуры члена-корреспондента Российской академии художеств Алексея Благовестнова вызывают сильнейшие эмоции. С первых мгновений у посетителей выставки, организованной Ассоциацией Италия Россия, возникает ощущение, что статуи, кресты, руки и головы заполняют собой пространство и кажется, что они были тут всегда. Современное пространство принимает гипсовые статуи, чье молчаливое и одновременно величественное присутствие растворяется в нем, и существует в постоянном взаимодействии с ним, с лестницами, стеклянными стенами и стеллажами библиотеки и архива. Книги и статуи находятся в диалоге, создают ощущение завершенности, питают взгляд, разум и дух. И только при внимательном рассмотрении работ, богатство и точность деталей - неотъемлемая часть стиля Благовестнова - раскрывается перед глазами посетителя так, как слова при внимательном чтении страниц книги.
Выставка приглашает посетителя свободно перемещаться между произведениями, без заранее заданной кураторами траектории, начать свой визит можно из любой точки.
Кино и живопись - главные источники вдохновения, о которых постоянно говорит Благовестнов, переведены им на язык скульптуры: это и рисунки Дюрера, и произведения Леонардо, и выпукло-вогнутые формы картины «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, и портреты мастеров кинематографа Тарковского, Шукшина, Шпаликова (памятник у здания института кинематографии - ВГИК - в Москве), которые насмотря на свою реалистичность и сходство с оригиналом, несут очень личный и узнаваемый отпечаток стиля скульптора.

Художник, родившийся в 1974 году, еще в советское время, познал горечь кризисных лет и пережил падение империи, которая на протяжении многих лет накладывала ограничения на искусство. Игнорируя политический и социальный контекст, он дистанцировался от cоветской академической школы и смог противостоять клише и канонам монументальной советской скульптуры. В самом начале своего становления, еще в школе и в институте он обратил внимание на классическое искусство - прежде всего на пластику Микеланждело и живопись мастеров раннего Возрождения и изучение европейских художников 20-го века, таких как Джакометти, Мессина и Манцу.
Вспоминая детство, Алексей Благовестнов подчеркивает большое влияние, которое оказали на него как на художника родители-скульпторы и их разговоры о Микеланджело и Майоле.
Падение железного занавеса и возникшая возможность часто путешествовать по Европе, посещать музеи и знакомиться уже не по книгам, а глядя на подлинники, с опытом классического и современного искусства, определили художественную судьбу Алексея Благовестнова.
Оканчивая институт, он уже проявил свою индивидуальность свободного художника и в качестве дипломной работы сделаал не традиционный портрет или бюст, а создал современную «конную статую» «Цой на мотоцикле». Виктор Цой, рано и трагически погибший кумир советской молодежи 1980-х, лидер рок-группы «Кино», предсказавший в своих песнях перемены, произошедшие в начале 1990-х годов, представлен на мотоцикле. Работа Благовестнова была высоко оценена преподавателями, получила первую премию конкурса молодых художников имени Павла Третьякова. Гипсовая модель памятника экспонировалась в Москве, Ханты-Мансийске и Сан-Петербурге, а двенадцать лет спустя, в 2015, уже отлитая в бронзе, была установлена в городке Окуловка.
Художник плодотворно развивает свою карьеру, он не принимает участие в групповых выставках, предпочитая персональные проекты в музеях, а с 2017 года показывает коллекцию своих скульптур в Европе. Он превыше всего ставит свободу творчества, поэтому не связывает себя договорами с галереями, не участвует в конкурсах, и не соглашается реализовывать свои работы под диктатом заказчиков и комиссий. Редким исключением стал знаменитый надгробный памятник актеру Вячеславу Тихонову на Новодевичьем кладбище в Москве, но и в нем художник смог отстоять свое художественное решение, включив в композицию рельеф по мотивам картины Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов». Эта работа была отлита в 2012-2013 годах в Fonderia Artistica Battaglia в Милане, как и еще один памятник, установленный в сибирском городе Ханты-Мансийске артисту Александру Абдулову.
Работы Благовестнова хранятся в коллекциях крупнейших российских музеев (Третьяковская галерея, Московский государственный музей кино, Пермская государственная художественная галерея, Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный музей Ханты-Мансийского округа) и в частных коллекциях Александра Ермолова (Москва), Arina Kowner (Цюрих).

На выставке представлено 30 произведений из гипса, бронзы, созданные до 2017 года, остальная коллекция хранится в бельгийской мастерской скульптора. Последний год в Москве скульптор работает над проектом памятника французскому певцу Johnny Halliday. На выставке будет показан небольшой документальный фильм, посвящённый этой работе, также как и видеоробот самого художника, посвящённые его работам, в том числе тех крупных бронзовых статуй, которые не вошли в выставку в Ассоциации Италия-Россия.


На основе пресс-релиза






версия для печати