Творческий вечер, посвященный 90-летию со дня рождения Ара Арутюняна (1928-1999)
28 ноября 2018 года в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) состоялся творческий вечер, посвященный 90-летию со дня рождения Ара Арутюняна (1928-1999). В программе: выступление камерного оркестра «Кантус Фирмус», показ документального фильма «Скульптор Ара Арутюнян», выставка произведений скульптуры и графики Ара Арутюняна.
«Соединить в своём искусстве преклонение перед сокровищами культуры прошлого, ощущение ритма современной жизни и восхищение красотой человека может только большой мастер».
С. Капланова. Монография. Ара Арутюнян. М., 1968.
28 марта 2018 года выдающемуся скульптору-монументалисту, графику Ара Арутюняну исполнилось бы 90 лет. Масштаб творческого наследия скульптора трудно переоценить - многообразие жанров, композиций, пластических образов характеризует искусство Мастера. Народный художник Арм.ССР, член-корреспондент Академии художеств СССР и Российской академии художеств, профессор, он автор более 40 архитектурно-скульптурных ансамблей, монументов, памятников, а также станковой скульптуры, виртуозно выполненных линейных рисунков и блистательной графики. Его работы украшают улицы, площади и парки городов Армении, России, Франции, Италии и др., находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея искусства народов Востока, Национальной галереи Армении, а также в галереях и частных коллекциях в различных странах мира. Произведения скульптора во многом определили эстетический облик столицы Армении - города Еревана. Арутюнян создал его центральную вертикаль - грандиозный монумент «Мать-Армения» (1967), ставший национальным символом. Он словно парит над столицей и без него невозможно представить панораму города.
Благодаря скульптору в современной Армении появились сюжетные рельефы, связанные с архитектурой сооружений. Среди них: ансамбль академического театра им. Г. Сундукяна (1966-1976), повествующий о древней, почти 2000-летней истории армянского театра, оформление музея (1928-1999), «Эребуни» (1968-1969), отражающее период существования древнего государства Урарту, декоративная скульптура «Львица» (1958), установленная по дороге в средневековый монастырь Гегард. Сказание о борьбе прародителя армян Ваагна с драконом получило воплощение в композиции «Ваагн Вишапоборец» (1965), установленной на Северным въезде в город Ереван, идея возрождения и созидательного труда в сооружении «Орёл-Строитель» (1966), открывающего Южный въезд в столицу. Особое место занимали в творчестве Мастера героические страницы истории армянского народа. Арутюнян был большим патриотом, часто повторял слова о том, что в своих произведениях стремился укрепить веру и стойкость народа, утвердить воинский дух Победителя. Слова Арутюняна воплотились в грандиозном мемориале Сардарапатская битва (1968), памятниках воинам 89-й Армянской Таманской дивизии (1961) в Севастополе и героям Муса Лер (1975). В 1978 по просьбе ветеранов II Мировой войны в Париже в предместье Иври (Ivry-sur-Seine) Арутюняном был выполнен памятник одному руководителей антифашистского Движения Сопротивления, национальному герою Франции Мисаку Манушяну, жестоко казнённому преддверии победы.
Образ великого композитора Комитаса, возведённого армянской церковью в лик святых, всегда волновал художника. Примечательный факт в биографии Арутюняна: памятники Комитасу стали первыми и последними его монументальными произведениями: в 1954 году надгробие композитора в Пантеоне деятелей армянской культуры и в 1988 году - в сквере Ереванской Государственной консерватории, являющийся настоящим шедевром. При рассмотрении памятника, у зрителя складывается ощущение, словно композитор слушает прекрасную мелодию собственного сочинения, так выразительно и живописно его лицо, точеные пальцы застыли, голова чуть опрокинута назад…. Поразительная проникновенность в духовный мир композитора объясняется тем, что Арутюнян был сыном музыканта и блестящим знатоком классической музыки. В 1964 году Арутюнян был награжден медалью Академии художеств СССР за памятник-родник «Саят-Нова» (1963), а в 1970 году ему был присужден диплом Союза архитекторов СССР за рельефы на здании музея «Эребуни» (1968–1969). Печально известна судьба грандиозной фигуры Рабочего (1982) на площади «Слава труду», варварски снесённой в 1997 году...
Творчество Арутюняна оптимистично и проникнуто жизнеутверждающим смыслом. Радость жизни олицетворялась в образе прекрасной молодой армянки под названием «Заря» (1963), установленной на автостраде Ереван-Севан. Фотография памятника вместе с известной моделью Джерри Холл (в настоящее время жена медиамагната Рупорта Мэрдока), выполненная величайшим британским фотографом Норманом Паркинсоном, в далёком 1976 году оказалась на страницах журнала «Vogue UK», как одна из лучших после визита британской креативной группы журнала в СССР. Жизнь Ара Арутюняна была чрезвычайно интересна и содержательна, наполнена разнообразными событиями, встречами как в Армении, так и за рубежом. В установлении и развитии международных связей творчество Ара Арутюняна сыграло важную роль. Одно из подтверждений тому - участие Арутюняна в международном биеннале по скульптуре в итальянском городе Каррара, известном центре добычи и обработки природного белого мрамора. Благодаря ему в далеком 1967 году Ереван и Каррара стали городами-побратимами, в знак дружбы были установлены памятники-родники. Кроме того, по инициативе Арутюняна в Ереван из Каррары был перенесён памятник, известный как «Руки Каррары». Обширно и многогранно наследие станковой скульптуры Мастера. Он создал портреты известнейших деятелей культуры и искусства О.Туманяна, М.Мкртчяна, Л. Закарян, С. Саркисяна и др., героические и обобщающие аллегорические образы «Гибель Ани», «Зов», «Победитель», «Страна Наири», «Надежда». В 1988 году за создание яркого, глубокого образа президента Филиппин Корасон Акино, первой в Азии женщины – главы государства, скульптор был награжден орденом «Дружба народов».
Арутюнян – художник широкого творческого диапазона. Мастерство, высокое душевное стремление, неукротимая энергия, оригинальность мысли ощутимы во всех его произведениях.
С 1974–1999 гг. скульптор преподавал в Ереванской государственной художественной академии. Высокую художественную значимость творческого наследия отмечали искусствоведы с мировым именем: А.Каменский, Г.Кнабе, В.Цельтнер и мн. др.
Когда-то А. Арутюнян сказал замечательные слова о своем друге-художнике, которые в равной степени можно отнести и к его жизни: «Он был певцом страны солнца и камня – этот человек, сделавший так много для нашего народа, родившийся не для того, чтобы пользоваться дарами жизни, а чтобы созидать, чтобы отдать всю свою энергию, весь творческий талант людям». А когда Арутюняна попросили рассказать о его творческих планах, он сказал: «В человеке всегда живет внутренняя потребность создавать. У художника не планы - у него мечты, которые он стремится осуществить. Я думаю, что художник, творец никогда не стареет, так же как сущность большого искусства - вечно живущая правда».
В 2015 году на территории армянского храмового комплекса в Москве открылась персональная выставка под названием «Тема геноцида в творческом наследии А. Арутюняна». Москва. В 2017 году в рамках Дней культуры Армении в России в Государственном музее современной истории России (Москва) с большим успехом прошла персональная выставка А. Арутюняна «Солнце в камне». В 2018 г. в Центре Гафесчяна (Ереван) открылась персональная выставка А. Арутюняна «Монументальное видение».
Отделение скульптуры РАХ
Фото репортаж: Управление информации РАХ
версия для печати