К 70-летию Александра Владимировича Цигаля

 

21 июня 2018 года исполнилось 70 лет академику РАХ Александру Владимировичу Цигалю.

Александр Цигаль родился в Москве. Окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) (1971), кафедра монументально-декоративной скульптуры, педагоги: Ю.П. Поммер, А.П. Файдыш, Ю.А. Тур, А.Н. Бурганов, Г.А. Шульц.

Является руководителем Творческой мастерской скульптуры Российской академии художеств в Москве с 2012 года.

Академик Российской академии художеств (Отделение скульптуры, 2007), член Президиума (с 2012), академик-секретарь Отделения скульптуры (с 2012) Российской академии художеств, народный художник РФ (2014), лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства, лауреат конкурсов московских, всероссийских и международных по монументальному искусству. Член Союза художников СССР, России (1976).

Станковые произведения представлены в Государственной Третьяковской галерее (Москва), во многих музеях России и зарубежных коллекциях, например, Музее современного искусства во Франкфурте (Германия).

Участник московских, всероссийских, зарубежных и международных выставок (с 1969). Персональные выставки (более 20) прошли во многих городах России и зарубежных стран (Германии, Норвегии, Франции).

Академия сердечно поздравляет скульптора с юбилеем и желает ему творческих успехов.


Управление информации РАХ


21 июня – день 70-летия ведущего мастера скульптуры современности Александра Владимировича Цигаля. Творчество народного художника Российской Федерации, члена Президиума, академика-секретаря Отделения скульптуры Российской академии художеств и лауреата премии города Москвы широко известно как в нашей стране, так во многих странах мира.
Его станковые произведения занимают достойное место в собраниях многих музеев мира. Интересен генезис его творчества. Даже в начале своего творческого пути он не был (подобно многим художникам его поколения) традиционным реалистом. Переосмысливая традиции, он, обладая оригинальным мировосприятием, стремительно складывался как своеобразная творческая личность. Мир многогранного искусства Александра Цигаля - глубок и значителен. Он создает памятники, талантливо работает в монументально-декоративной пластике, выполняет художественно-выразительные произведения в различных жанрах станковой скульптуры.Значительна работа А.В.Цигаля как руководителя Творческой мастерской скульптуры Российской академии художеств в Москве.

Желаем Александру Владимировичу новых творческих свершений.

Отделение скульптуры РАХ.


Из статьи Сергея Орлова  «Связующая ткань культуры. ДИНАСТИЯ ЦИГАЛЕЙ.»
Журнала «Третьяковская галерея» Номер: #1 2018 (58):

«Александр Цигаль после окончания Строгановского училища в 1971 году и после службы в армии на протяжении четырех лет совершенствовал профессиональное мастерство в знаменитом Доме творчества в Дзинтари. В творческие группы стремились попасть художники со всего Советского Союза - из Москвы и Ленинграда, Армении и Грузии, Казахстана и Средней Азии. Совместно работали художники разных поколений, керамисты и скульпторы обменивались творческим опытом.
Александр исполнил в Дзинтари ряд шамотных композиций, где главные герои - среда и ритмы небольшого города. Фрагменты живописных улиц, и череда домов, и панорамы крыш, и затишье внутренних дворов. Художник наблюдал интенсивную творческую жизнь города - концерты, спектакли, выступления музыкантов.

Александр вспоминает свое первое паломничество в Дзинтари. «Я тогда был молодой художник, который опоздал на неделю в Дом творчества в Дзинтари. А там в это время работали потрясающие художники, настоящие. Это были очень серьезные люди - с совершенно другим пониманием искусства, чем общепринятое. И мне надо было срочно что-то сделать, показать, что и я что-то могу, и я с перепугу слепил несколько работ и среди них - Маленького человека с большим сердцем. Эта работа оказалась программной. После смерти Сахарова я подарил ее Елене Боннэр, она сразу сказала: “Это Сахаров", а я не лепил Сахарова, я лепил маленького человека с большим сердцем».

«Маленький человек с большим сердцем» (бронза, рубиновое стекло, гранит, 1974) - большая удача. Цигаль придумал персонажа чуть наивного, доверчивого и абсолютно искреннего. Рубиновое сердце видно всем, поскольку человек стоит перед рентгеновским аппаратом! Рубиновое сердце и всевидящий экран дарованы герою на долгую жизнь. Ныне разработан проект реконструкции здания Уполномоченного по правам человека Российской Федерации, бывшей городской усадьбы Н.М. Каменского (Смоленский бульвар, дом 19, строение 2). Во внутреннем дворе усадьбы предполагается установить скульптуру «Маленького человека» высотой 2,2 метра.
Загадочность, игра и тайна сопутствуют скульптурам Александра. Работа «Адам и Ева» (бронза, гранит; 2014) кажется космогоническим образом мироздания. Фигуры возвышаются под сенью древа познания. Адам очерчен уплощенным силуэтом, фигура Евы материальна и объемна. В основе пирамидальной композиции - крылатый бык, в котором нераздельно совмещены четыре символа евангелистов. Главенствуют эпические ритмы. Крылатый бык напоминает крылатых Шеду, вечно охраняющих священные врата во дворце ассирийских царей.
Художник созидает свой мир сценических героев. «Деревянные лошадки» (бронза, гранит; 1990-е), «Деревянный кораблик» (бронза; 1990-е), «Масленица» (бронза, мрамор; 1992), «Судьба» (бронза, гранит; 2009).
«Деревянные лошадки» - о чем здесь речь? На деревянных мечах, на деревянных лошадках с колесиками сражаются двое - русский ратник и скандинавский рыцарь. Это вражда или игра? Пусть это будет спортивная игра, праздничный потешный турнир. «Деревянный кораблик» - маленький, похож на скорлупку волшебного ореха и тоже на колесиках. На корабле викинги и русский воин. Чтоб дружина достигла дальних стран и берегов, потешная команда должна действовать слаженно.
Вот и «Судьба». Великан плывет на яростном драконе, он держит на своем плече путешественника в парусной лодке. Быть может, это парафраз классического мифа о Святом Христофоре.
Александр первым из династии начал создавать скульптуры на евангельские темы. Он уверен в том, что надо делать то, что не зависит от времени, тогда работы будут иметь долгую жизнь. В 1989 году в Коктебеле он исполнил десять композиций в пластилине на каркасах из виноградной проволоки. Погрузил в багажник машины и привез в Москву. Показал работы отцу и Виктору Цигалю. Виктор Ефимович, обычно критически относящийся к религиозным сюжетам в современном искусстве, работы одобрил и дал деньги на отливку в бронзе.
Цикл евангельских персонажей из серии «Молитва» - опосредованные образы, решенные не канонично, авторски. Но в них есть свой закон, серьезность и сдержанность.
Каждый образ символически значим. «Иоанн Златоуст» (бронза, гранит; 1989) хрупок и уязвим, уста его сомкнуты. Два года жил он в уединенной пещере и сохранял безмолвие. И спрессованная энергия безмолвия трансформировалась в сокровище красноречия.
«Иоанн Креститель» (бронза, гранит; 1991) возвышается на черепахе, чтоб не ожечь стопы о раскаленный песок пустыни. «Архангел Гавриил спешит с благою вестью», но не на гулких крыльях, а на бронзовом коне (бронза; 1991-1992). «Архангел Михаил, победивший дьявола» с кремлевской иконы Симона Ушакова (бронза, гранит; 1989) стоит на уплощенной, вдавленной в землю тени поверженного дьявола. Повержен дьявол, но неистребим. Празднична и царственна «Богоматерь Владимирская» (1988), рельефная икона, исполненная в эффектных, звучных материалах - меди, гальванике, серебре, золоте, эмали. Многие работы серии «Молитва» были приобретены коллекционерами России и европейских стран.
В 1994 году Александр получил государственный заказ на монументальную статую Георгия Победоносца для купола здания Сената в Московском Кремле. Сделал эскизы, их приняли. Показал эскизы отцу, решили работать совместно.
По воле императрицы Екатерины II зодчий Матвей Казаков возвел в Московском Кремле здание Сената. Центральный Екатерининский зал увенчан огромным куполом, который украсила статуя Георгия Победоносца. Во время нашествия Наполеона статуя была утрачена.
По сохранившимся гравюрам Александр воссоздал утраченное произведение. В 1995 году статуя была отлита в бронзе в Германии и вновь возвысилась над куполом Сената. В следующем году на здании Верховного суда РФ была установлена также исполненная Александром Цигалем в соавторстве с отцом статуя «Правосудие». А. Цигаль участвовал в восстановлении скульптурного убранства Храма Христа Спасителя в Москве: сделал фигуры надвратных ангелов для Восточного входа.
Неожиданный, необычный бронзовый памятник собаке. Да еще в метро! Да еще вблизи турникетов, сквозь которые проходит непрерывный поток людей! Да еще все прикасаются к носу собаки, что, как говорят, приносит удачу. Необычный памятник «Сочувствие» был открыт 17 февраля 2007 года в подземном переходе у станции метро «Менделеевская». На низком постаменте, почти вровень с полом, бронзовая скульптура собаки и надпись на постаменте: «Сочувствие. Посвящается гуманному отношению к брoдячим животным». Камерный памятник в метро стал общим проектом династии Цигалей. Александр привлек к работе Сергея, помогали Виктор Ефимович и Владимир Ефимович. В проекте участвовали архитектор Андрей Налич и дизайнер Петр Налич.
Памятник установили спустя шесть лет после произошедшего на этом месте драматического события. Бродячий пес по кличке Мальчик несколько лет жил в переходе станции метро «Менделеевская» и не пускал в переход других собак. Он был любимцем многих местных жителей и продавщиц местных киосков. Инцидент произошел в декабре 2001 года, когда собаковод Юлиана Романова зашла в подземный переход вместе со своим стаффордширским терьером. Собаки сцепились, владелец торговых палаток по имени Мамука пытался их разнять, Юлиана выхватила из сумки нож и заколола Мальчика.
17 января 2002 года в газете «Известия» появился материал журналистки и борца за права животных Ирины Озерной «Убили Мальчика. Трагедия в московской подземке». Появились и другие публикации в прессе, что вызвало общественный резонанс. Журналистка Ирина Озерная и адвокат Екатерина Полякова выступили инициаторами уголовного процесса против Романовой.
Группа зоозащитников и мастеров искусств направила письма в адрес руководителей страны с требованием наказать Юлиану Романову. Против нее было возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с животными, и она была направлена на принудительное лечение в психиатрическую больницу сроком на один год.
По предложению Ирины Озерной и при содействии артистов эстрады и театральных деятелей начался сбор средств на создание памятника. Был создан совет попечителей, который возглавила певица Елена Камбурова. В совет вошли многие известные деятели культуры - Аркадий Арканов, Белла Ахмадулина, Элина Быстрицкая, Валентин Гафт, Геннадий Гладков, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Людмила Касаткина, Анатолий Ким, Андрей Макаревич, Ольга Остроумова, Любовь Полищук, Юрий Соломин, Юрий Шевчук, Юрий Яковлев.
И вот многолюдное торжественное открытие. Присутствуют 16 телеканалов. Участвуют Елена Камбурова, Сергей Юрский, Людмила Касаткина, Андрей Макаревич, Вениамин Смехов, Олег Анофриев, Михаил Ширвиндт. Камерный памятник становится широко известным. Александр Цигаль дает многочисленные интервью, участвует в телепрограммах. Объединение московских скульпторов отмечает работу Цигалей как одно из лучших произведений 2007 года.
Пронзительна и символична выставка Александра Цигаля «Мишени», проходившая летом 2017 года в Международном Мемориале (Москва, Каретный ряд, 5/10). Проект универсален, охватил значительную часть творчества художника - портреты, композиции, мемориальные памятники и мемориальные знаки. Проект сконцентрировал центральную идею его творчества. В истории противоборствуют силы созидания и разрушения. Время целится в человека, и человек, сам того не ведая, становится мишенью.
Работая над статуей Святого Себастьяна - классический сюжет европейского искусства, - Александр ощутил губительную неотвратимость «простреливаемости». Художник понял, что есть много людей, которые в жизни оказались «мишенями». Среди них Николай Гумилев, Александр Грин, Осип Мандельштам, Даниил Хармс, Сергей Есенин.
Александр Цигаль делал портреты этих людей.
Драматизм портретов - в невидимых, беззвучно проскальзывающих стрелах.
Драматизм портретов - в самой радикальной пластической форме.
В скульптуре «Святой Себастьян» (2014) Александр впервые использовал плоскую форму, метод спила, словно фигура силуэтно вырезана из доски. Спил - идеальная плоскость мишени, но это также и щит, преграда, защита. Парадоксален эффект «плоского» Святого Себастьяна - в него вонзаются стрелы, но кажется, что он неуязвим для стрел, ибо «спил» предохраняет тело.
Портрет Осипа Мандельштама (2016). Черный металл, перекрестье двух силуэтов. ПРОФИЛЬ И ФАС, как на фотографиях репрессированных. На черном фоне почти не просматриваются черты лица, но мы угадываем выражение глаз. Перекрестье - это пропуск формы и многократное ее усиление. Силуэтный черный профиль режет пространство, человек превозмогает скованность, противодействует невидимым стрелам.
В контраст всепоглощающему черному металлу в портрете Мандельштама крестный портрет Даниила Хармса (2000) исполнен в сверкающей, зеркально полированной латуни. Подойдя близко, мы видим свое отражение в слепящей полированной поверхности. Мы прикованы к своему отражению, как наваждению. Во всех четырех плоскостях оно нас преследует. Как избавиться от отражения!
Лицо Хармса - только плоский профиль. А что же фас? Он вытеснен, он замещен фигурой бегущего гротескного человека. Бегущий - это шок, психологический шок человека, которому некуда деться. Он не может уйти от преследования. Чтобы избежать расстрела, Хармс симулировал сумасшествие. Военный трибунал приговорил его к содержанию в психиатрической больнице. Он умер в психиатрической больнице 2 февраля 1942 года во время блокады Ленинграда.
Не менее трагичен портрет Александра Грина. Фигура уплощена, и бронза окрашена в сакральный белый цвет (крашеная бронза, гранит; 1970-1999). Он к нам обращается, неуверенно протягивает руку для рукопожатия. Грин умер в 1932 году в Старом Крыму от голода и болезней. Его перестали публиковать, Союз писателей отказал в пенсии.
Два возраста в портрете Николая Гумилева (бронза, жильчатый мрамор, черное железо; 1989). Контрастно стыкованы две половины лица. Он воин и поэт. На правом плече гражданская одежда, на левом - военная форма, два Георгиевских креста за доблестную службу командиром роты конной разведки. Он старше - он моложе. Сам Гумилев говорил, что всегда ощущает себя четырнадцатилетним юношей.
Александр разработал совершенно новую форму графического мемориального знака, вмонтированного в тротуар. Действенность такого знака не меньшая, чем у объемной скульптуры. Знаки вошли в экспозицию выставки «Мишени».
Впечатляют два проекта – памятный знак Борису Немцову, памятный знак Станиславу Маркелову и Анастасии Бабуровой.
По замыслу, панно (260 . 430 см) устанавливается на месте убийства Бориса Немцова на Москворецком мосту в Москве. Оно монтируется заподлицо с поверхностью асфальта и выкладывается из серых каменных блоков. Силуэт и надпись: «На этом месте 27.02.2015 был убит Борис Немцов» выполняются в бронзе и врезаются в каменную плоскость. Условное изображение мишени из темно-серого гранита монтируется в панно в технике флорентийской мозаики.
Памятный знак Станиславу Маркелову и Анастасии Бабуровой предполагается разместить в нескольких метрах от места убийства, возле дома по адресу: ул. Пречистенка, д. 1 («Белые палаты», памятник архитектуры XVII века). Силуэты мужчины и женщины лежат в плоскости тротуара. Один, прозрачный и прорисованный лишь контуром, символизирует Маркелова. Другой, полностью бронзовый, обозначает Бабурову.
Оригинален проект памятного знака, посвященного «Бульдозерной выставке» 1974 года. Фигурки художников с картинами исполнены в прозрачном акриле. Фигурки прозрачны, бестелесны, проницаемы и беззащитны перед надвигающимся на них громадным бульдозером.
Более двадцати лет, с 1991 до 2012 года, Владимир Ефимович Цигаль руководил созданной им Творческой мастерской скульптуры Российской академии художеств. В 2013 году руководство мастерской принял сын Владимира Ефимовича - Александр Владимирович Цигаль. За эти годы творческую мастерскую окончили более 50 человек. Владимир Ефимович создал целое направление, школа Цигаля - значительное явление современной культуры. Большинство учеников Владимира Ефимовича и Александра Владимировича ныне стали известными мастерами, ведущими скульпторами, активно участвующими в современном художественном процессе.
Творческая деятельность династии Цигалей непосредственно связана с Российской академией художеств. Владимир Ефимович и Виктор Ефимович были действительными членами Академии, Александр Владимирович Цигаль - член президиума РАХ, академик-секретарь отделения скульптуры.»







версия для печати