«Шаги» Александра Дедушева. Из прошлого в будущее. Выставка в музее-мастерской С.Т.Коненкова

 

Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова»


16 марта 2018 года в 18.00 в Мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т.Коненкова» открылась выставка Александра Дедушева «Шаги».

Универсальный талант этого художника уникален. Он успешно соединяет графику, живопись, скульптуру и анимацию: в его скульптуре обретает трехмерные формы рисунок, вибрирующая статика живописных полотен продолжается в фантасмагорических превращениях анимационных сценариев. Кажется, что границы жанров исчезают, обретая особенное пластическое и пространственное единство.

Одновременно ясный и строгий, ироничный и поэтичный, радостный и печальный мир Александра Дедушева населяют удивительные персонажи, скорее некие духовные сущности, медитирующие в разных измерениях. Необычайное эстетическое приключение наблюдать удивительные пластические метаморфозы его утонченных образов.

Однако особый интерес представляет технология художника, которую он определяет как граттаж. Эта техника имеет давнюю историю. Известно, что граттаж был одним из излюбленных приемов сюрреалистов. Макс Эрнст счищал краску с поверхности холста, задавая тем самым новую тему. В этой технике написан его знаменитый «Пейзаж с озером и химерами». Но для Дедушева это скорее медитативный, онтологический прием. Простая на первый взгляд техника становится у него инструментом, выявляющим глубокие смыслы, инструментом, сравнимым с «автоматическим письмом» сюрреалистов, с помощью которого они пытались познать невидимые миры подсознания.

Дань технике «граттаж» отдал и Сергей Коненков. Он работает словно резцом по дереву: в стремительных, вихреобразных динамичных разрывах поверхности бумаги создается новый образ, словно появляющийся из недр бумажной поверхности, подобно скульптуре. Процарапывая острым инструментом поверхность журнальной обложки, он относится к бумажной поверхности как к поверхности дерева, а острый инструмент превращается в резец скульптора.

Обычно Коненков рисовал на обложках журналов. Оставляя читаемым первоначальное изображение он создавал на поверхности «процарапанный» рисунок, создавая эффект соприсутствия двух, порой противоположных, изображений. И в этих случайных сочетаниях рождаются новые смыслы, выявляются неожиданные антропоморфные образы: «Космоса», «Паганини», «Самсона». Так, в рисунке «Космос» лик старика кажется смотрит из бесконечности вселенной на фигуры танцующих, воплощающих быстротечность бытия.Коненковские фантомы намечены очень схематично, словно проявляющиеся сгустки материи, передающие невидимое присутствие иных энергий. Иногда, используя граттаж, Коненков пытался имитировать гравюру или искал в текстурах деревянной доски образы ликов и фигур, лишь слегка выявляя их формы легким прикосновением карандаша.

На выставке впервые представлена коллекция работ скульптора, выполненная в технике граттаж. Особый интерес представляет возможность сравнить творческие приемы признанного мастера и современного художника.

Выставка работает по 8 апреля 2018 года.

Директор Мемориального музея
«Творческая мастерская С.Т. Коненкова»
С.Л. Боброва



Возврат к списку

версия для печати