Памяти А.Т. Борисова (1927-2017)

 

10 марта 2017 года на девяностом году жизни скончался выдающийся представитель отечественного кинодекорационного искусства, Народный художник РСФСР, профессор, лауреат Государственной премии СССР, академик Российской академии художеств Александр Тимофеевич Борисов.

А.Т.Борисов – патриарх отечественной кинематографии. Он принадлежал к тем редким мастерам, для которых работа художника в кино – не просто профессия, а призвание.

Сразу после окончания ВГИКа в 1955 году он приходит  работать  художником-постановщиком на киностудию «Мосфильм». В первой же работе – кинофильме «Поэма о море» ему посчастливилось встретиться с великим и самобытным режиссером А.Довженко. Мир высокой поэтики, свойственный творчеству этого мастера, совпал с одухотворенным характером дарования художника. Затем А.Т.Борисов работал над фильмами режиссера Ю.Солнцевой «Повесть пламенных лет» и «Зачарованная Десна», поставленными по сценариям А.Довженко. В последующие годы опыт и мастерство совершенствовались в кинокартинах  «Путь к причалу» и «Тридцать три» Г.Данилии, «Анна Каренина» А.Зархи «Чайковский» И.Таланкина.

А.Т.Борисов не только определял общую изобразительную концепцию фильма, создавая замечательные живописные эскизы, но долго, с большой творческой отдачей трудился над созданием декорации в павильоне, с дотошностью и любовью обживая ее предметами быта, различными выразительными мелочами, основательно занимался поисками подходящих мест для натурных съемок и их «художественным освоением».

Начиная с 70-х годов прошлого века, А.Борисов работал в основном с двумя режиссерами – Э.Рязановым и С.Соловьевым.

С Э.Рязановым они сделали вместе кинофильмы «Ирония судьбы, или с легким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные», «Старые клячи», «Ключ от спальни» и другие.

С.Соловьев, необычайно тонко чувствующий пластическую выразительность кинематографа, нашел в лице А.Борисова полного единомышленника и идеального художественного соавтора. В кинокартинах «Егор Булычев», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Наследница по прямой» декорации удивительно красивы, романтичны, в них чувствуется художественная ясность и чистота, по выражению С.Соловьева, «освященность духовным миром художника». Последний их совместный фильм – «Анна Каренина» (2012), вторая творческая встреча А.Т.Борисова с романом Л.Толстого.

Акварельная тонкость живописных эскизов и станковых произведений А.Борисова всегда очень высоко ценилась коллегами-художниками, они занимали достойное место на многочисленных выставках. 

А.Т.Борисов был ответственным, трепетным, заботливым педагогом. Более сорока лет он возглавлял мастерскую художника-постановщика на художественном факультете ВГИКа. За это время мастер подготовил не один десяток художников кино. Многие его ученики стали сейчас ведущими художниками-постановщиками в отечественном кинематографе.

А.Т.Борисов - лауреат Премии Международного кинофестиваля в Венеции, премии «Ника», награжден Золотой медалью и Орденом «За служение искусству» Российской академии художеств. 
Это был интеллигентный, скромный, необычайно обаятельный, нежнейшей души человек. Светлая личность Александра Тимофеевича Борисова навсегда останется в нашей памяти.
Российская академия художеств
Панихида пройдет 14 марта в 11.00 в ЦКБ (Большой траурный зал)
По адресу: ул. Маршала Тимошенко д. 25

Похороны – на Троекуровском кладбище





версия для печати