Дмитрий Астафьев «Осязание реальности или непосредственной близости». Выставка в Мемориальном музее С.Т.Коненкова

 

Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова» (Москва, Тверская 17)


Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова»
представляет персональную выставку скульптора
                              
Дмитрия Астафьева (МГАХИ им. В.И. Сурикова).
«Осязание реальности или непосредственной близости»   


В серии скульптурных портретов автор передаёт индивидуальность модели яркими художественными приемами: живописной подвижностью и вместе с тем ясностью пластических форм. В этой подвижности, в идущем словно из глубины движения форм, раскрываются сокровенные душевные грани модели.
    
Во многом наше представление о реальности, о лучшей и самой глубокой её стороне, формируют для нас наши близкие. Магия "пространства", создаваемого в процессе общения с ними в том, что оно нерукотворно, уникально и неповторимо, содержит в себе тот элемент близости и неравнодушия, который если и является частью большого, окружающего нас социума, то только в его идеальном представлении. Вопреки относительности и субъективности такого понятия как реальность, мы всё же смотрим на неё через призму не только собственных глаз и опыта, но и вольно или невольно глазами близких нам людей. Одновременно можно говорить и о том, что непосредственно близкие нам люди представляются намного более реальными чем те, чьи лица мелькают на улице или время от времени встречаются в часто посещаемых местах, мы можем "читать" с них, мы можем взаимодействовать с ними не прибегая к помощи ставшего в наши дни ангажированным языка, мы даже можем видеть их без масок.
     
Можно предположить, что именно возможность абсолютного отказа от масок и каких-бы то ни было личин, возможность наиболее откровенного взаимодействия с ничем не скрываемой и не симулируемой реальностью, даёт скульптору возможность увидеть современного человека таким, какой он есть.  Одновременно эта близость между автором и моделью ставит перед последним сложную задачу. Быть в своём творчестве столь же честным, неравнодушным и чутким, столь же отзывчивым, как и его «модели». Любая диспропорция в этих «взаимоотношениях» автора и его материала может привести к провалу всего замысла, чего Дмитрию Астафьеву удаётся избежать. Важен также процесс узнавания, так как скульптор в процессе создания портрета как бы «переоткрывает», вновь узнаёт близкого ему человека, но уже на совсем ином уровне. Он становится не только участником диалога, как это происходит в повседневной жизни, но идёт дальше. Буквально через осязание данной реальности (лица модели и материала из которого создаётся портрет) выводит её на некий вневременной уровень, в рамках которого она становится знаком, памятью и напоминанием о той самой непосредственной близости, которая является основой нашей жизни, лучшим и чудесным её проявлением, способным существовать как в рамках семьи, так и вне её, вне обусловленных рамок.
 
Выставка работает с 1 по 15 марта 2017 года








версия для печати