Выставка «Евгений Адольфович Кибрик и ученики» на Покровке.

 

Другие выставочные залы


В выставочном зале Союза художников России ( ул. Покровка, 37) с 15 по 26 декабря 2016 года работает выставка «Евгений Адольфович Кибрик и ученики», посвященная 110-летию со дня рождения выдающегося мастера книжной графики.

21 февраля 2016 года исполнилось 110 лет со дня рождения классика книжной иллюстрации XX века — Евгения Адольфовича Кибрика (1906–1978).Творческий путь художника стал полноценным и убедительным выражением высочайших достижений советской графики. В своих произведениях, отражающих гуманистические идеалы, Кибрик поднимает темы переломных эпох и мощных народных движений. Художник тонко чувствует неповторимое своеобразие места, времени, реального хо¬да истории и выражает свое ощущение через типические человеческие характеры. Серии иллюстраций Евгения Кибрика стали настоящим открытием советской реалистической книжной графики, в которой раскрылась творческая индивидуальность художника, сложился особый, «кибриковский» мир персонажей со своими характерами и своей судьбой. Это такие серии иллюстраций и графических листов как «Подпоручик Киже», «Падение Кимас-озера», «Тяжёлый дивизион», «Невская повесть», «По следам героя», «Кола Брюньон», «Сказки А. С. Пушкина», «Балкария. Ингушетия», «Тиль Уленшпигель», «Уважаемые граждане», «Очарованная душа», «Земля Узбекистана»,«Фархадстрой»,«Сталинград», «Тарас Бульба», «Героические былины», «Румыния», «Италия», «Франция», «Мюнхен», «Лондон», «Борис Годунов», «Пейзаж», «Снегопад», «Портрет», «Отелло».

Евгений Кибрик носил почетное звание народного художника СССР, лауреата Государственной премии, действительного члена Академии художеств СССР, в которой руководил творческой мастерской графики, был председателем комиссии по работе с молодыми художника¬ми. В течение 25 лет он являлся профессором Художественного института им. В. И. Сурикова.

Е. А. Кибрик выпустил целую плеяду великолепных мастеров, среди которых заслуженные и народные художники России, заслуженные деятели искусств, члены союза художников России:Б.А. Аверьянов, Л. Л. Антонова, Ю. Атланов, Ф. И. Бельский, А. Бочкин, Ю.Ф. Ванчугин, Н. Л. Воронков, Э. И. Глебова, В.Ф. Денисов, В. В. Дранишников, Г. А. Елфимов, Г. Ф. Ефимочкин, Ю. Е. Ефремов, Н. Н. Завьялов, Е. И. Засимова, К. И. Калинычева, Ю.М. Карпушин, Н. Е. Комаров, В. Г. Кубарев, С. Ф. Кудрявцева, А. Р. Лопатин, В. И. Макеев, А. П. Мунхалов, А. Й. Мухамет, К. Б. Назаров, С. М. Никиреев, В. Е. Попков, В.И. Пятков, В. П. Раткин, М. А. Рахлеева, А. И. Резников, С. Л. Сабанов, В. С. Смирнов, А. К. Смирнов, В. С. Соколов, Е. И. Усачев, Л. С. Томашевская, М. К. Финогенова, Е. Н. Флёрова, И. Л. Шкубер, В. И. Хабаров, Е. Д. Чернышева, Л. В. Шепелев, В. М. Шмохин, Н. В. Щеглов, Р. Р.Эйхорн, Р. И. Яушев и многие другие.

Педагогическую деятельность Евгений Кибрик начал в 1953 году, став руководителем мастерской станковой графики МГХИ им. В. И. Сурикова. И уже в 1954 году был утвержден в звании профессора. Педагог с уникальной методикой преподавания, с индивидуальным подходом к каждому студенту, Евгений Адольфович Кибрик раскрывал в своих учениках новые грани таланта, зачастую им самим неведомые. Давал возможность проявиться их творческой индивидуальности, каждым свои уроком направляя к чему-то новому, еще непознанному, каждым своим наставлением, внушая уважение, почтение и восхищение личностью учителя и мастера книжной графики.В 1962 году Кибрик становится Заведующем кафедры графики МГХИ им. В. И. Сурикова. А с 1966 по 1978 год Евгений Адольфович руководит Московской творческой мастерской графики, которая является высшей ступенью академического образования и дает уникальную возможность самым одаренным художникам усовершенствовать свое профессиональное мастерство.

«Двадцать пять лет, отданных Евгением Адольфовичем воспитанию молодых художников, — вспоминает Дементий Шмаринов, — я назвал бы педагогическим подвигом, с такой полной самоотдачей, глубокой ответственностью и самоотверженностью он отдавался этой нелегкой рабо¬те. Как много молодых талантов он поддержал в трудные для них первые годы после окончания вуза, руководя творческими мастерскими Академии художеств, организуя молодежные академические выставки. Ту же сердечную щедрость всегда чувствовали и мы — его товарищи».

О многолетней педагогической деятельности Евгения Адольфовича Кибрика в Суриковском институте, в предисловии к книге «Работа и мысли художника» Орест Верейский пишет: «Он прививал ученикам вдумчивое отношение к натуре, к пластике, к пространству, а главное, учил творчески мыслить, сознательно относиться к содержательности композиционного построения, полагаясь, прежде всего на жизненную правду и бесконечные проявления чело¬веческой деятельности. Он умел находить неповторимую индивиду¬альность и помогал ученику утвердиться в ней.

У Кибрика-педагога была огромная популярность, вполне им за¬служенная. Многие приходили к нему учиться, привлеченные увиденными на выставках его работами. Ставя студентам постановку, он сам садился рисовать вместе с ними, подавая пример ясного и острого восприятия натуры. Будучи бескомпромиссно требовательным к себе, он распространял эту требовательность на свое отношение к ученикам. Вместе с тем он ревниво, словно отец своих детей, оберегал их от несправедливой (как ему казалось) критики извне.

Плоды преподавательской деятельности Евгения Адольфовича мы часто воочию видим на выставках в превосходных работах многих и многих его учеников.

На протяжении многих лет Кибрик руководил творческой мастерской графики при Академии художеств СССР. Большинство стипен¬диатов приходило в мастерскую из Суриковского института, уже пройдя основательную школу у того же Кибрика. Они продолжали учиться у него, совершенствуя свое мастерство под его крылом.

Но и после института и после творческой мастерской связь профессора с учениками не прерывалась. К нему постоянно приходили в мастерскую, приходили домой с вопросами творческими, житейскими, бытовыми.

Жизнь не обделила Евгения Адольфовича Кибрика ни успехом, ни прижизненной славой, но никакие признания, звания и награды не изменили его сложившихся жизненных правил, главным из которых была работа, работа, работа».

Искусствовед Иванова Ольга






версия для печати