Анатолий Рыбкин «Мой добрый старый дом»

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)



МИР ДОБРОМУ СТАРОМУ ДОМУ

Из мастерской на Петроградской стороне, где работает заслуженный художник России, народный художник Чувашии, член-корреспондент Российской Академии художеств Анатолий Петрович Рыбкин, открывается необъятный горизонт. Бесконечные астраханские плавни и столь же протяженные барханы с одиноким колодцем, и далекая Чукотка, где в царстве льдов и мужественных людей внезапно и скоротечно появляется весна, возникали деревенские домики Чувашии, где он родился, и старинные дома Енисейска и Красноярска, пейзажи разных пор года, живущие своей сокровенной жизнью плоды человеческих рук и простые добротные предметы, очеловеченные их прикосновением. Нынешняя выставка названа «Мой добрый старый дом». Этот дом, а, может, и дома - центр душевного притяжения самого мироздания художника. С ними он словно соизмеряет виденное во многих странах, тонко почувствованное русской душой, как это искони свойственно отечественной художественной культуре.
Творчество Анатолия Петровича многомерно - и живописное, и графическое. В нем реалии не только констатируют свое наличие в природе, они предстают в широких ассоциативных связях, рождая неожиданные метафоры, аллегории, а то и символы. Его названия соответствуют сакральному смыслу работ - «Пережидающие непогоду», «Приближающий весну»... И это уже не констатация факта, а акт творения. В его композициях предметы обычные, деревенские, и пейзажи соединяют в себе конкретное начало и вселенское обобщение. В картине «Два моих дворика» он воплощает основные места своего вдохновения - питерский фасад с балкончиком и деревенский дворик с деревом. И оба они в сердце автора  и  в пространстве его видения, и в живописном пространстве холстов. Также как сибирские домики больших ее и малых городов, и Поморья. Для А.П.Рыбкина в окружающем нет мелочей. Это видно по тому, какой ассоциативной функцией наделены детали в его произведениях, какую роль играют в общем звучании образа. Об этом пишет и он сам: «Трещина на старом бревне дома и далекая утренняя звезда для меня всегда существовали вместе. Они соразмерны».
 
Как точно это выражено художником и как близко мироощущению замечательного режиссера, художника и писателя А. П. Довженко, говорившего: «Один видит лужу, а другой отражение звезд». Не сравниваю особенности и масштабы дарований. Речь - о родстве поэтического видения столь разных людей.
… Художник наделяет обычные вещи символическим смыслом, что видно и в решении работы, и в ее названии - например, «Лист лета», «Солнечный покой», «Вечер прожившего дома» - это реалии и вещие видения. Этот мир не стандартизирован, он романтически преображен. «Странный, добрый, вечный мир Анатолия Рыбкина» - так сказал о нем народный художник РСФСР, академик А.П.Левитин, с которым А.П.Рыбкин работал в Сибирско-Дальневосточном отделении РАХ. Художник наполняет добром рукотворную и нерукотворную природу, ёмки своим состоянием пейзажи.
Он видит и чувствует натуру живой, одухотворенной; она будто обращается к человеку, словно предостерегая его от грубого вторжения в свою сокровенную жизнь.
Каких точек зрения на, казалось бы, обыденные виды не открывает реальность, художник извлекает из этой прозы образную поэзию. Он бережно обращается с цветом. Ряд его произведений при достаточно скромной палитре выразителен за счет живописного рисунка и словно находящегося в постоянном движении цвета. Художник не чужд особенно в последнее время активизации декоративного решения. Это требует точного соотнесения функции предметного и декоративного, о чем можно было бы сказать - и предмет, и красота. Пространство художник трактует ритмично, но не жестко, строя пространственные планы. Это создает ощущение непреходящей протяженности, рождает понятие «вечный мир». Качество это обнаруживается в различных работах. Это не только виды сибирских просторов, белого безмолвия, сотворенных воображением художника планет обитания, или величественные пирамиды Египта - «сына тысячелетий».
Чувство вечного движения воплощено в «Порыве ветра», в «Полете весны», в полотне «Пространство и время»… Художник часто пишет времена года. Особое волнение вызывают те произведения, в которых зима, весна, лето, осень, показаны на стыке времен, отчего появляется особое чувство волнения: что-то должно измениться, но еще сохраняется. Во многих произведениях Рыбкина словно закодировано понятие памяти. Ею художник наделяет не только людей, но и природу, предметы. Они так акцентированы, так очеловечены, будь то много видавшее поле, роща, извечное течение вод, старый дом, словно цепляющийся за воспоминания, когда он только был срублен. Это не мистика, это доброе вглядывание, вчувствование, способность увидеть дальше, зорче. Пространство картин художника - это и временное пространство, ибо образы там не сиюминутны, они развивались и развиваются.
Художник постоянно прикасается к новым мотивам. Прикасаясь к чему-то непознанному, стремится поведать об этом другим: «Отсутствовал я в чьей-то жизни неопределенное время - пишет художник, - и вот хочу поведать кому-то о том, что видел в большом мире, и что родилось после этого в моей маленьком мире. Расскажу и покажу ему это карандашом и кистью. Иногда этого мало, и тогда берусь за перо. Может, мой мир не так уж и мал, правда, ответы на вопросы, если их кто-то будет задавать, надо искать далеко за пределами картин». Действительно, мир художника не мал, но все же, или впрямую или подспудно, главный импульс жизненного, творческого восприятия - родной дом. Прежде всего, дом в Вурманкассах, где благоговейно хранится память об отце Петре Емельяновиче, и где до последнего времени жила его мама, бывшая сельская учительница Татьяна Арсентьевна. Еще недавно она отмечала свое 90-летие, читала стихи Пушкина и Гейне, вспоминала своих юных воспитанников. Ее приветствовали многие - от односельчан до руководителей республики и президента страны. После каждой творческой командировки Анатолий Петрович приезжал сюда, приезжает и сейчас подновить дом, встретиться с родными. И этот дом никогда не утратит для него своей притягательной силы.                                    
                                                                         Анатолий Дмитренко,
                                             ведущий научный сотрудник Русского музея, профессор,
почетный член Российской академии художеств.
                                             

СМИ о событии:
Музеи России. Анатолий Рыбкин «Мой добрый старый дом»
ARCHITIME. Выставка художника Анатолия Рыбкина "Мой добрый старый дом".
Ваш досуг. Анатолий Рыбаков. Мой добрый старый дом.
Афиша. Анатолий Рыбкин.






версия для печати