«13». Выставка произведений художников - членов отделения театрально- и кинодекорационного искусства.
Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)
«13»
Выставка произведений художников
– членов Отделения театрально-и кинодекорационного искусства
Российской академии художеств
Выставка произведений художников
– членов Отделения театрально-и кинодекорационного искусства
Российской академии художеств
На выставке, в которой принимают участие все художники - члены Отделения, представлены разные театральные жанры: от трагедии до фарса, от оперных и балетных изобразительных решений до концертных костюмов. Большинство экспонируемых работ осуществлены на сценах Москвы, Санкт-Петербурга, городов России и за рубежом.
Каждый участник выставки сам принимал решение, какими работами он будет представлен в экспозиции. Многие произведения, созданные в 1960-1980-е годы, станут откровением для нынешнего поколения зрителей, особенно молодых, так как экспонировались давно и относительно редко. Среди них – ряд эскизов к кинофильмам 1980-х гг. патриарха российского кинодекорационного искусства Александра Борисова. Рядом с этой авторской ретроспекцией представлены тончайшие по цветовой партитуре эскизы к его последнему произведению – многосерийной ленте «Анна Каренина» режиссера С.Соловьева.
Яркие живописные декорации Бориса Мессерера к балету Р.Щедрина «Конек-Горбунок» соседствуют с макетом и эффектными фантасмагорическими эскизами костюмов к «Синей птице» М.Метерлинка (2013 г.). Мастер выступает на выставке и в качестве скульптора. Один из проектов памятников - Белле Ахмадулиной – уже возведен в Тарусе.
Более широкий временной диапазон у экспонатов известного петербургского мастера Эдуарда Кочергина - от ранних спектаклей в Большом драматическом театре (ныне им. Г.А.Товстоногова) до его прошлогодней премьеры – «Мера за меру» У.Шекспира.
Художественный макет стал в последние годы приоритетной формой выставочной подачи сценографии спектаклей.
Сергей Бархин для решения сценографического пространства много внимания уделяет поискам идеальных по пластике пропорций, используя известные в архитектуре законы золотого сечения и его функций. Успешность этих поисков особенно видна по макетам декораций к спектаклям «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б.Брехта и «Шуты Шеспировы».
Среди разноплановых, неожиданных вариантов сценического оформления Владимира Арефьева выделяются четкие по эстетической концепции минимализма, чистые и строгие макеты к двум действиям «Войны и мира» С.Прокофьева.
Валерий Левенталь – один из немногих ярких мастеров декорационного искусства, оставшийся верным традиции живописной декорации и сторонником ее применения в современном театре. На выставке представлены эскизы декораций к спектаклю двухлетней давности – «Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха.
Станислав Бенедиктов свои театральные макеты дополняет эскизами или графическими разработками, раскрывая сценографию спектаклей комплексно. В эскизах зачастую нагляднее, чем в макете, обнаруживается тонкий художественно-поэтический дар художника.
Дмитрий Чербаджи часто прибегает в своем творчестве к необычной форме эскиза-макета. Такой объемный эскиз имеет свои экспозиционные выразительные преимущества.
Известный мастер анимационного кино Сергей Алимов представлен на выставке в трех ипостасях: как театральный художник и автор спектаклей кукольного театра, как мультипликатор и как иллюстратор. И везде он остается узнаваемым, стилистически цельным художником.
Александр Орлов и Юрий Устинов демонстрируют самые современные с технологической точки зрения формы декорационного мышления. Они активно используют в последние годы компьютерные и анимационные технологии.
Выдающийся отечественный модельер Вячеслав Зайцев предстает на выставке не только в своем основном профессиональном качестве, но и как график и автор театральных костюмов.
Мария Фёдорова – уникальный мастер сценического костюма, в том числе костюма для народных ансамблей. Ее эскизы дополнены графикой, основанной на традициях народного декоративно-прикладного искусства.
Академия художеств связана с театрально-декорационным искусством с ХVIII века. Академиками были первый крупный отечественный художник театра Пьетро Гонзага, затем художники Мариинского и других петербургских театров: А.Роллер, М.Бочаров. М.Шишков. В конце ХIХ – начале ХХ века во славу русского театра творили академики А.Головин, К.Коровин, Л.Бакст, И.Билибин, В.Васнецов, М.Врубель, Б.Кустодиев, Е.Лансере, В.Поленов, Н.Рерих, В.Серов, К.Сомов.
В ХХ веке огромная роль в развития театрально-и кинодекорационного искусства принадлежала выдающимся театральным художникам Ф.Федоровскому, В.Рындину и художнику кино М.Богданову. В состав Академии входили такие известные мастера как С.Вирсаладзе, А.Васильев, Н.Золотарев, Д.Боровский и др.
Отделение театрально-и кинодекорационного искусства как самостоятельное подразделение в составе Российской академии художеств было учреждено в 1998 году. Его возглавил М.М.Курилко-Рюмин, имевший полувековой опыт преподавательской деятельности в мастерской театрально-декорационного искусства МГАХИ им.В.И.Сурикова, из них сорок лет в роли её руководителя. В 2012 году академиком-секретарем Отделения избран многогранный художник, мастер сценографии Б.А.Мессерер.
Выставка произведений художников – членов Отделения проводится впервые. В экспозицию вошло свыше 100 произведений.
Выставка работает с 5 февраля по 16 марта 2014 года.
Каждый участник выставки сам принимал решение, какими работами он будет представлен в экспозиции. Многие произведения, созданные в 1960-1980-е годы, станут откровением для нынешнего поколения зрителей, особенно молодых, так как экспонировались давно и относительно редко. Среди них – ряд эскизов к кинофильмам 1980-х гг. патриарха российского кинодекорационного искусства Александра Борисова. Рядом с этой авторской ретроспекцией представлены тончайшие по цветовой партитуре эскизы к его последнему произведению – многосерийной ленте «Анна Каренина» режиссера С.Соловьева.
Яркие живописные декорации Бориса Мессерера к балету Р.Щедрина «Конек-Горбунок» соседствуют с макетом и эффектными фантасмагорическими эскизами костюмов к «Синей птице» М.Метерлинка (2013 г.). Мастер выступает на выставке и в качестве скульптора. Один из проектов памятников - Белле Ахмадулиной – уже возведен в Тарусе.
Более широкий временной диапазон у экспонатов известного петербургского мастера Эдуарда Кочергина - от ранних спектаклей в Большом драматическом театре (ныне им. Г.А.Товстоногова) до его прошлогодней премьеры – «Мера за меру» У.Шекспира.
Художественный макет стал в последние годы приоритетной формой выставочной подачи сценографии спектаклей.
Сергей Бархин для решения сценографического пространства много внимания уделяет поискам идеальных по пластике пропорций, используя известные в архитектуре законы золотого сечения и его функций. Успешность этих поисков особенно видна по макетам декораций к спектаклям «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б.Брехта и «Шуты Шеспировы».
Среди разноплановых, неожиданных вариантов сценического оформления Владимира Арефьева выделяются четкие по эстетической концепции минимализма, чистые и строгие макеты к двум действиям «Войны и мира» С.Прокофьева.
Валерий Левенталь – один из немногих ярких мастеров декорационного искусства, оставшийся верным традиции живописной декорации и сторонником ее применения в современном театре. На выставке представлены эскизы декораций к спектаклю двухлетней давности – «Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха.
Станислав Бенедиктов свои театральные макеты дополняет эскизами или графическими разработками, раскрывая сценографию спектаклей комплексно. В эскизах зачастую нагляднее, чем в макете, обнаруживается тонкий художественно-поэтический дар художника.
Дмитрий Чербаджи часто прибегает в своем творчестве к необычной форме эскиза-макета. Такой объемный эскиз имеет свои экспозиционные выразительные преимущества.
Известный мастер анимационного кино Сергей Алимов представлен на выставке в трех ипостасях: как театральный художник и автор спектаклей кукольного театра, как мультипликатор и как иллюстратор. И везде он остается узнаваемым, стилистически цельным художником.
Александр Орлов и Юрий Устинов демонстрируют самые современные с технологической точки зрения формы декорационного мышления. Они активно используют в последние годы компьютерные и анимационные технологии.
Выдающийся отечественный модельер Вячеслав Зайцев предстает на выставке не только в своем основном профессиональном качестве, но и как график и автор театральных костюмов.
Мария Фёдорова – уникальный мастер сценического костюма, в том числе костюма для народных ансамблей. Ее эскизы дополнены графикой, основанной на традициях народного декоративно-прикладного искусства.
Академия художеств связана с театрально-декорационным искусством с ХVIII века. Академиками были первый крупный отечественный художник театра Пьетро Гонзага, затем художники Мариинского и других петербургских театров: А.Роллер, М.Бочаров. М.Шишков. В конце ХIХ – начале ХХ века во славу русского театра творили академики А.Головин, К.Коровин, Л.Бакст, И.Билибин, В.Васнецов, М.Врубель, Б.Кустодиев, Е.Лансере, В.Поленов, Н.Рерих, В.Серов, К.Сомов.
В ХХ веке огромная роль в развития театрально-и кинодекорационного искусства принадлежала выдающимся театральным художникам Ф.Федоровскому, В.Рындину и художнику кино М.Богданову. В состав Академии входили такие известные мастера как С.Вирсаладзе, А.Васильев, Н.Золотарев, Д.Боровский и др.
Отделение театрально-и кинодекорационного искусства как самостоятельное подразделение в составе Российской академии художеств было учреждено в 1998 году. Его возглавил М.М.Курилко-Рюмин, имевший полувековой опыт преподавательской деятельности в мастерской театрально-декорационного искусства МГАХИ им.В.И.Сурикова, из них сорок лет в роли её руководителя. В 2012 году академиком-секретарем Отделения избран многогранный художник, мастер сценографии Б.А.Мессерер.
Выставка произведений художников – членов Отделения проводится впервые. В экспозицию вошло свыше 100 произведений.
Выставка работает с 5 февраля по 16 марта 2014 года.
версия для печати