"Кабинетная скульптура". ЦДХ

 

Другие выставочные залы


18 октября 2013 года  в Центральном доме художника на Крымском валу открылась выставка "Кабинетная скульптура", которая знакомит зрителей с одним из направлений творчества таких видных российских мастеров ваяния, как Андрей Балашов, Иван Балашов, Леонид Баранов, Михаил Дронов, Валерий Евдокимов, Юрий Злотя, Виктор Корнеев, Сергей Мильченко, Миахил Переяславец, Александр Рукавишников, Владимир Соскиев.

Кабинетная пластика на протяжении столетий является одним из самых популярных видов скульптуры и самым приближенным к человеку. Успех ее востребованности заключается в многообразии используемых мотивов, сюжетов, форм и даже размеров. У кого-то небольшой кабинет, а у кого-то он - гигантского размера, а этот вид пластики всегда оставался соотносимым с человеком. равным ему по масштабу. Она одушевляет пространство, позволяет устроить свой личный театр скульптур, провоцирует поиграть со своим "имиджем", в ее выборе в полной мере проявляется самоидентификация владельца. Она рассчитана на длительное созерцание, на разглядывание, на физическое касание, на индивидуальное тактильное ощущение, на внутренний диалог с изображенным героем или на обдумывание символического смысла какой-нибудь "вечной темы".

Чаще всего принято иметь у себя на столе  портреты исторических героев в лице монархов, философов, писателей, военных, известных личностей и других властителей дум. Их изображения всегда поднимают дух и самосознание владельца. Исторические фигуры воспринимаются как покровители и олицетворяют силу их свершений, абстрактные и символические композиции пробуждают высокие мысли и подсказывают новые идеи. У Гёте в саду, который был для него местом уединения, подобно кабинету, стоял каменный куб и на нем лежал шар - "Алтарь доброго счастья"... И объект этот вызывал добрые чувства...

В кабинетах часто ставят также уменьшенные варианты известных монументов великим людям и событиям - памятников, которые установлены в различных городах и странах. Тем самым демонстрируется солидарность и уважение к совершению этих публичных актов.
Кабинетность скульптуры не ограничивает ее темы. Это определение скорее подсказывает способ применения скульптуры, объясняет, что в нее можно вглядываться, жить с ней, ощущать ее, общаться через нее с миром искусства и миром художественных идей. Владение таким предметом удовлетворяет пластический вкус, приглашает к контакту, концентрирует внимание. Интересно, что в наше время скульптура заменила собою вазы, часы, канделябры, подсвечники, населявших раньше интерьеры состоятельных домов. Скульптура задает интонацию каждому интерьеру. Если ее мотив утвердительный, позитивный, то она способна гармонизировать, уравновешивать душевное состояние зрителя. Динамичность и открытость в пространство сообщает движение, порыв, побуждает к активным решениям. Есть формы и сюжеты, обещающие расслабление и отдых от трудов.

В последнее время в скульптуре малых форм приобрела популярность комическая и гротескная интонация, в чем сказалась реакция на слишком суровый облик русской скульптуры советского периода (за некоторым исключением). Но, все равно, шутливость и ирония возводятся в разряд "вечных тем", что определяется самим материалом исполнения – бронзой или камнем. Отметим, что ответственность скульптора за свое произведение намного превышает ответственность художника вообще. Ведь профессиональная скульптура, благодаря всему сложному и многоступенчатому процессу ее изготовления рассчитана не на разовое потребление, а создается на века. То есть скульптура в кабинете, относясь к кругу личных вещей, с которыми именно определенный человек общается и взаимодействует, одновременно, связывает его с прошлым, настоящим и будущим.

Современная русская скульптура сохраняет многовековые традиции художественного ремесла и образности. Можно сказать, что именно сейчас она переживает своеобразный новый ренессанс, так как в центре ее концепции остается человек, его личность и гуманистические ценности. Все представляемые авторы отлично знают историю классической и новейшей скульптуры и искусства вообще, все они овладели в совершенстве пластическим мастерством и виртуозно используют все разнообразие известных форм и содержаний. Интегрированность в сегодняшнюю жизнь, активное участие каждого мастера в создании городской, станковой и монументальной скульптуры говорит об их универсальности.

Малые формы позволяют художнику большую свободу и творческое вдохновение, передают рукотворную, авторскую, живую пластику. Материал данной выставки закрепляет каждой скульптурой ощущение нашей эпохи в традициях отечественной школы, для которой свойственно творчески осмыслять мировой художественный опыт.

Выставка будет открыта с 18 по 27 октября 2013 г. в зале №1 (ДНК) ЦДХ.







версия для печати