Выставка «ВЛАСТЬ. ИСКУССТВО. МИФОТВОРЧЕСТВО. Цифровое искусство»
Другие выставочные залы
Поволжское отделение Российской академии художеств
в рамках проведения международной научно-практической конференции
представляет выставку
«ВЛАСТЬ. ИСКУССТВО. МИФОТВОРЧЕСТВО»
в рамках проведения международной научно-практической конференции
представляет выставку
«ВЛАСТЬ. ИСКУССТВО. МИФОТВОРЧЕСТВО»
18 октября в 15.00 в залах Саратовского художественного училища имени А.П.Боголюбова (Университетская, 59) открывается межрегиональная академическая выставка «ВЛАСТЬ. ИСКУССТВО. МИФОТВОРЧЕСТВО. Цифровое искусство». Этот проект задуман организаторами как своеобразный художественный фон к международной научно-практической конференции «Искусство и власть», которая в эти дни проводится в Саратове.
В рамках выставочного проекта представлены работы двух московских художников, выпускников Московского архитектурного института: академика Константина Васильевича Худякова и Михаила Трифоновича Заикина, ставшего в 2012 году лауреатом Премии имени К.С.Петрова-Водкина проекта «Красные ворота / Против течения» в номинации «За инновации в академическом искусстве».
Художники используют в своём творчестве новейшие цифровые технологии, которые предоставляют им неограниченные пластические возможности. Это в прямом и переносном смыслах «Искусство высокого разрешения». В экспозиции представлено около 40 произведений: ультрахром-принты на холстах, стерео-лайт-панели, мульти-тач-арт (совместная с пермскими программистами разработка).
В рамках выставки будут проводиться мастер-классы.
В данный проект вошли работы Михаила Заикина из цикла «EXEAMPLA IMPERIALE SOVETICUM («Фрагменты советской империи»). Это смелая попытка автора выявить основные исторические и культурные нарративы советского периода истории России. Мифологизация событий прошлого, осмысление модели построения национальной идентичности, работа со временем, памятью и воображением представлена художником в виде компиляции цифровой фотографии и живописи.
В центре внимания автора - советская архитектура, наиболее ясно выражающая идеологию того времени, но понимаемая не как определенный художественный стиль, а как экспериментальная эстетическая платформа для конструирования новой реальности. В проекте тесно переплетены элементы коммунистической идеологии, масонские символы, древнеегипетские артефакты и евангельские сюжеты. Впервые работы из этой серии были выставлены на V Ярмарке графических искусств «ХУДГРАФ» в Новом Манеже, где были отмечены, как наиболее необычные. Проект, над которым автор продолжал работать в 2011 - 2012 годы, создан с использованием компьютерных технологий. Это произведения цифровой 3D-графики, принты на холсте, стереопанели «Кавалеры полной Звезды», «Пятое измерение», «Знамение».
Работы Константина Худякова, вошедшие в данный проект, были созданы в период с 2005 по 2013 годы. Это работы из большого цикла «Hotel Russia», задуманного автором как художественный двойник мира, в которым мы живем: его плоти, истории, души. Начатый в конце 1990-х годов, проект продолжается и поныне: художник предпочитает не останавливаться, добавляя, конкретизируя и обобщая то, на что как человек и художник, он реагирует, отзывается в окружающем мире. В «Hotel Russia» соединились его архитектурный опыт, занятия живописью и цифровые технологии, а также пристальный интерес к социально острым, актуальным и историсофским темам.
Художник создал формат, в котором, с одной стороны, заданы определенные рамки, ограничивающие пространства и смыслы, образующие некий контекст,
с другой - в этих рамках появляются разнообразные возможности: образные и формальные. Очень важным для Худякова является пластический язык, на котором «говорит» его проект. Он увлечен фактурами: кожа, ржавчина, вода, стекло, материей мира. Для проекта «Hotel Russia» характерна образная и формальная насыщенность, сложный метафорический и семантический ряд, донесенный в максимально возможном приближении детали и монументальном развороте актуального содержания.
Объектом художественного преображения у Худякова становится человеческая плоть. В «Карте СССР» основой является макросъемка человеческой кожи, где складки и царапины подобны рельефу земной поверхности со спутниковой фотографии. Кожа здесь поцарапанная, лопнувшая, между точками - населенными пунктами воображаемой карты страны, набухают и темнеют капли крови. Кожа-земля изранена, она живая, болезненная; неровности кожи, шероховатости образуют неповторимый рельеф и почти физиологическое ощущение «раны». Мастерски использует художник цифровой формат для усиления живого восприятия органики.
Самостоятельный предметный ряд составляют «Медали» и «Значки», среди которых есть реальные - такие, как «Готов к труду и обороне», «Готов к санитарной обработке СССР», и придуманные автором, обостряющие смысл цикла, связывающие его в единое целое. Это такие, как медаль «Северная Звезда», ассоциативно связанная с циклом «Омут», с темой уничтоженных женщин, заподозренных в «шпионаже». Медали и особенно значки занимали особое место среди символов советской эпохи, являясь носителями сакрального смысла. Наряду с другими объектами, такими, как «Киндерсюрприз» (2005) фабрики Красный Фаберже, или «Челюсти Сталина» (2005-2007), медали образуют ряд квази-советских реликвий, проникнутых иронией и запоздалым ощущением маразма.
В секторе проекта «Омут» история тоталитаризма, его жертв, представлена в подчеркнуто рафинированной стилистике, резко контрастирующей со страшной правдой жизни. Плывущие женские фигуры тонут в воде и во времени, уходят в его глубины, рискуя остаться безвестными. История страны постигается художником через конкретные судьбы.
Многочисленные контаминации, предпринятые автором: камерности и героики, «старых мастеров», живописных приемов и возможностей цифровой фотографии, умение всё это крепко увязать в единое целое, выдают в нем художника-постмодерниста. Игра цитатами, акцент на остром и эффектном визуальном эффекте, жесткая цельность при свободе отдельных фрагментов, ясность и «читаемость» образа, активный исторический и культурный подтекст - всё это есть в его работах.
Для Худякова принципиально важна возможность проектирования от частного к общему, от фактур и смыслов отдельных предметов и объектов - к конкретной человеческой судьбе и глобальному пониманию событий времени и истории страны. Не случайно проект реализуется в параметрах архитектурного мышления, что подразумевает еще и выявление системных связей между событиями и явлениями, между разными видами искусства, на рубеже ХХ и ХХI веков стремящихся к синкретическому единству. В Худякове неразрывно связаны архитектор и экспозиционер, фотограф и живописец. Межвидовые границы искусства не имеют для него никакого значения, на первый план выходит «новая образность», реализованная гибким и поливариантным языком цифрового искусства.
В рамках данного выставочного проекта представлены стереопанели: «Иоанн Креститель», «Битва за Москву», мульти-тач-арт с 4 картинами: «Утро Стрелецкой казни», «Глаз Ангела. Не ждали», «Зеркальные сны - 1», «Зеркальные сны - 2», а также новые работы К. Худякова «Жертвоприношение», «Гимн на Болотной» (2013).
Поволжское отделение Российской академии художеств
версия для печати