К 75-летию академика В.Я.Левенталя

 

8 октября  2013 года на заседании Президиума   Российской академии художеств  состоялось чествование  действительного члена Российской академии художеств В.Я.Левенталя.  Он награжден Почетным орденом РАХ «За служение искусству".

С юбилеем   художника поздравили  в своих телеграммах председатель Государственной Думы  Федерального собрания РФ  С.Е.Нарышкин, руководитель Администрации Президента РФ  С.Б.Иванов, советник Президента РФ В.И.Толстой,  Министр культуры РФ  В.Р.Мединский, председатель Союза театральных деятелей РФ  А.А.Калягин.       
                
Семидесятипятилетний юбилей выдающегося мастера отечественного театрально-декорационного искусства академика, народного художника СССР,  лауреата Государственных премий, профессора   В.Я.Левенталя  - значимое   событие  для  театрально - художественного мира. Он принадлежит к тем сценографам, которые всегда играют одну из главных ролей в творческом коллективе создателей спектакля. Известные режиссеры, в том числе Б.Покровский, В.Фельзенштейн, А.Эфрос, М.Ефремов, Ю.Григорович, Г.Купфер, в совместной работе ценили его как яркую творческую личность со своей определенной художественной позицией.

Пятидесятилетнее служение театру изобилует замечательными декорационными достижениями. Среди них -  одна из ранних работ Валерия Яковлевича – опера З.Кодаи  «Харри Янош» (1963)  и одна из последних – «Сказки Гофмана» Ж Оффенбаха (2012)  в  Музыкальном театре им. С.Станиславского и  В.И.Немировича-Данченко;  «Доходное место» А.Н.Островского и «Женитьба Фигаро» П.Бомрше в Театре Сатиры;  «Любовь к трем апельсинам»  С.Прокофьева,  «Скрипач на крыше» Д.Бокка, «Дон Жуан» и «Волшебная флейта»  В.- А.Моцарта в  берлинской  «Комише Опер»; «Женитьба»  Н.Гоголя в Театре на Малой Бронной; «Катерина Измайлова»  Д.Шостаковича  в Театре оперы и балета Варшавы; «Чайка», «Вишневый сад»,  «Дядя Ваня», «Три сестры»  А.Чехова  в  МХАТе;  «Мария Стюарт»  Ф.Шиллера и «Школа злословия» Р.Шеридана в Малом театре. Его сценографический стиль отличается благородным сочетанием замечательных традиций русской школы живописной декорации  и своеобразным, очень личным преломлением новаторских поисков шестидесятых годов прошлого века. Тридцатилетняя работа в Большом театре, в том числе семь лет в должности главного художника, показала, что кроме уникального таланта, он обладает редким чувством ответственности, мудростью, конструктивной организованностью, доброжелательной требовательностью. В длинном ряду оформленных им музыкальных спектаклей в главном театре страны особое место занимают «Обручение в монастыре» С.Прокофьева и «Мертвые души» Р.Щедрина. Замечательные живописные эскизы к этим постановкам не раз становились украшением крупных выставок, в том числе академических.

По инициативе  В.Я.Левенталя в 1992 году в Школе-студии    МХАТ им. А.Чехова было создано отделение по подготовке художников-постановщиков театра, где он стал первым руководителем.  За время  не слишком продолжительной, но очень эффективной педагогической деятельности Валерий Яковлевич  воспитал целую плеяду молодых сценографов, которые ныне ярко и истинно профессионально работают в сценическом искусстве.

На протяжении всей жизни, и особенно в последние годы,  художник большое внимание уделяет станковой живописи, прежде всего  натюрморту, интерьеру, портрету. Его живописные  произведения неоднократно выставлялись в художественных галереях США, где  он проводит сейчас значительную часть своей жизни. При этом  мастер не перестает  активно работать творчески в российских театрах, как музыкальных, так и драматических. Валерий Яковлевич  с пристальным вниманием относится к событиям  художественной жизни нашей страны, в том числе в Академии художеств. Недавно с успехом выступил на академической  научно-творческой конференции, посвященной проблемам современного отечественного декорационного искусства, связанным с новыми технологиями  в области сценографического  искусства.

                 
   






версия для печати