Выставка произведений Татьяны Калёнковой.

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)




25 декабря 2012 года в 16 часов в Российской академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, 21 открывается выставка произведений заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Татьяны Калёнковой.

Творческий путь одного из ярких мастеров современной скульптуры  начался в 1960-е годы – годы больших перемен и поисков в искусстве. Следуя веяниям времени, Калёнкова находила поэтическое в повседневной жизни, выражая свое мироощущение через необычную, острую пластическую форму. Уже в самих ранних работах ощущалась ее яркая индивидуальность,  она избегала готовых приемов, опираясь на свое собственное  понимание законов  творчества.

В 1963 году Калёнкова окончила ВХПУ (б.Строгановское), где в то время преподавали замечательные мастера скульптуры Г.И.Мотовилов, Е.Ф.Белашова, И.Ф.Блюмель, которые привили молодому художнику любовь к натуре, умение увидеть сущностные основы бытия. Очень важным для её творческого  становления было общение с выдающимся скульптором А. Древиным.

Еще в институте Калёнкова стала активно участвовать в выставках, ее работы обращали на себя внимание своей необычной пластикой, декоративной выразительностью и активным игровым, жанровым началом. Простой мотив в композиции «Мальчики на заборе» приобретает метафорическое значение, вызывая различные ассоциации. В ней  отражается новое отношение автора к традиционному для русской скульптуры материалу – дереву. Скульптурная группа «Игра», выполненная из блестящего  металла, привлекала внимание естественностью, жизненностью мотива. А в композиции «Изба» как на сценической площадке разворачивается полное драматизма действие, в котором раскрывается вся гамма сложнейших человеческих чувств и отношений.

На рубеже 1990-х - 2000-х годов  Т.Калёнкова обращается к плоской, почти силуэтной скульптуре со срезанными полированными плоскостями,  уплощениями и  спилами скульптурной массы, отмеченной высокой степенью экспрессии. В такой стилистике она выполнила серию мелкой пластики на тему музыки, а также ряд больших композиций в дереве: «Художник В.Попков на этюдах» и «Уличный музыкант».

Портретный жанр занимает важное место в творчестве Калёнковой. Для каждого образа она находит точное пластическое воплощение, уделяя большое внимание его композиционному решению. В «Портрете М.Ростроповича» проявляется умение художника передать острохарактерное и даже гротескное в облике героя. Энергичная лепка фигуры, динамика движения, выразительность жеста – все пластические приемы помогают создать неординарный образ гениальной творческой личности. В выразительных портретах своих коллег-художников (И.Старженецкой, Д.Шаховского, Э.Жареновой, Г.Красношлыкова и О.Киевского) скульптор насыщает образы глубоким психологизмом, внутренней экспрессией, острой характерностью. И рядом -  тонкий, проникнутый элегическим настроением портрет искусствоведа Нелли Климовой.

С равным успехом Калёнкова работает в дереве, керамике, камне, бронзе, металле, как в  станковой, так  и в монументальной скульптуре. Вместе с  другими современными мастерами она участвовала в работе по восстановлению храма Христа Спасителя в Москве в 1996-1997 годах.  Тщательно вылепленная в манере, близкой образцу, воссозданная Калёнковой композиция «Святитель Петр Московский в архиерейском облачении» органично вошла в общую систему художественного оформления храма.

Работая над проектом памятника декабристам в Москве,  Т.Калёнкова создала серию бронзовых барельефных портретов декабристов: Рылеева, Пестеля, Каховского, Лунина, Муравьева-Апостола  и др. Среди других произведений скульптора в архитектуре – мемориальные доски поэту А.Твардовскому, Героям Советского Союза М.Л.Гуревичу и А.А.Яцкову, установленные в Москве.

Несмотря на значительный опыт работы в монументально-декоративной скульптуре, постижение различных форм синтеза, главной для Калёнковой по-прежнему остается станковая скульптура. Здесь, по ее мнению, открывается больше возможностей для эксперимента, применения и традиционного, и новаторского подхода к решению творческих задач. В  композициях на библейские  мотивы она обращается к традиции древнерусской деревянной скульптуры. Философское звучание обретает одна из последних работ скульптора - мастерски выполненная в дереве  композиция «Ангел мой».

Произведения Т.Калёнковой находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, во многих российских музеях, а также в частных коллекциях.

Выставка работает по 13 января 2012 года.








версия для печати