«В призме времени… ». Выставка произведений И. Смирнова в Выставочных залах РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 23.06.2009 - 12.07.2009

23 июня 2009 года в выставочных залах Российской академии художеств состоится открытие выставки произведений Игоря Смирнова. Работы И.Смирнова, признанного мастера карикатуры, хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира. Он – участник более 250 выставок, состоявшихся в Канаде, США, Мексике, Бразилии, Голландии, Англии, Бельгии, Германии, Франции, Италии, Австрии, Филиппинах, Японии, на Кубе и др. Писатель Ю.Борин назвал работы Игоря Смирнова карикатурой в самом высшем смысле слова, карикатурой, поднявшейся до социальной сатиры.
Игорь Алексеевич Смирнов родился 6 июля 1944 года в Москве. Учился в Московской и Ленинградской СХШ, в 1969 году поступил в Художественное училище памяти 1905 года, а в 1971 году в газете «Красная звезда» была опубликована первая карикатура художника. С тех пор и до настоящего времени в средствах массовой информации всего мира опубликованы тысячи его карикатур. Его оригинальные и остроумные рисунки печатались на страницах газет: «Правда», «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Известия», «Московские новости», «Литературная газета», «Голос Родины», «Российские вести», журналов: «Крокодил», «Новое время», «Веселые картинки», «Советская женщина», «Отчизна», «Деловые люди», «Журналист» и в других изданиях.
В конце 1960-х – начале 70-х годов в карикатуре возникло философское направление, в жанре которого успешно работает Игорь Смирнов. Неординарные решения, гротеск и метафора, и, главное, независимость суждений о власти и обществе – качества, присущие современной карикатуре. Непросто, не сразу приходит понимание смысла карикатур Игоря Смирнова. Они заставляют задуматься, всмотреться в детали, вызывают работу мысли. При этом художник не навязывает своего мнения зрителю, он лишь дает пищу для размышлений. И зритель как бы соучаствует в творчестве.
Рисунки Игоря Смирнова не имеют названий, у них, как правило, обобщающий, философский смысл. Художник не старается рассмешить, позабавить зрителей, в своих рисунках он размышляет, анализирует, стремится выявить корни явления, его основные черты, обозначить самые болевые точки нашего времени. Его работы многозначны, они вызывают целую гамму чувств - от горечи до гнева, от грусти до сострадания. Художника интересует не факт, каким бы занятным он ни был, а явление, которое его порождает. По словам художника, карикатурист как врач ставит диагноз болезни – это его профессиональный долг. Лечить же такие болезни – дело государственных и политических деятелей.
Графический язык карикатур Смирнова – афористичный, эмоциональный и живой. Штрих и контур, взаимодействуя, или, наоборот, сталкиваясь, создают сложную материю, из которой рождаются образы антимира. Образы, в которых художник с душевной болью обозначает самые болевые точки нашего бытия.
Лаконизм и выразительность работ Игоря Смирнова делают их понятными без подписей и комментариев любому зрителю, где бы он ни жил. Вероятно, поэтому карикатуры Смирнова пользуются успехом не только в России, но и во многих странах мира.
Художник является лауреатом более 60 международных премий, полученных на международных конкурсах карикатуры и фестивалях сатиры и юмора в нашей стране и за рубежом.
И. Смирнов - член Союза художников, член Союза журналистов, академик Международной академии культуры. Биография Игоря Смирнова дважды публиковалась в Словаре биографий Международного биографического центра (Кэмбридж, Англия, 1995, 1997гг.).
Художник активно работает в станковой и книжной графике. Им созданы иллюстрации к произведениям О.Генри, М.Зощенко, С.Михалкова и других писателей. Любимый герой Игоря Смирнова – Дон-Кихот. На выставке представлена серия графических листов, посвященная герою Сервантеса. Она стала своеобразным камертоном, по которому можно проверить, настроен или нет зритель на творчество художника. Гротеск в них – не средство забавлять и эпатировать зрителя, а способ открыть ему глаза на нелепое и трагическое в бытии человеческом.
В экспозицию также вошли камерные, лирические акварельные пейзажи Подмосковья, средней полосы России и Франции («В окрестностях Бордо»), тонкие по настроению, передающие состояние природы в разное время года. «…Можно ли вообще научить карикатуре? По-моему, нельзя. Это особое свойство человеческого характера, склад ума, обостренное видение окружающей действительности. Карикатура – это призвание»,- говорит Игорь Смирнов.








версия для печати