Выставочный проект «От штудии к арт-объекту» в ММСИ
Московский музей современного искусства
Дата проведения: 14 февраля — 10 мая 2009
Адрес: Московский музей современного искусства, Петровка 25, 2-й этаж
Куратор: Анна Арутюнян; Архитектура: Бюро Бернаскони.
В главном здании Московского музея современного искусства на Петровке, 25 открывается масштабный проект «От штудии к арт-объекту»— экспериментальная тематическая экспозиция, ядро которой составляют произведения отечественных художников XX-XXI веков из собрания музея. Это первый в истории Московского музея современного искусства опыт демонстрации постоянной коллекции на основе единой тематической программы, которая позволяет показать многообразие музейных фондов и открыть публике ранее не выставлявшиеся работы. Ключевое для этого проекта понятие— штудия, или этюд. В классическом понимании, это «служебное» произведение искусства, выполненное с натуры в целях ее изучения. Посей день этюд остается одним из основополагающих элементов в системе академического художественного образования. В сопоставлении устоявшегося представления о штудии с новаторскими практиками актуального искусства и заключается главная интрига экспозиции «О тштудии к арт-объекту». В данном случае штудия— это метафора специфической творческой установки художника, направленной на изучение и интерпретацию не только реально существующих предметов, но и умозрительных образов. Новизна кураторского замысла состоит в широком осмыслении феномена штудии, понимании его как универсальной и многогранной эстетической категории, применимой как к подготовительным работам, так и к законченным произведениям искусства.
Разносторонняя музейная коллекция и тщательно продуманный маршрут ее осмотра позволяют проследить, как в противоречивом опыте искусства XX-XXI веков проявляют себя характерные черты штудии: фотографическая достоверность, принцип повторяемости мотива, отсылки к классической традиции, демонстрация законов движения, проблема художественного языка как такового и другие. Логику интеллектуального путешествия зрителя в пространстве экспозиции задают три четко разграниченных тематических раздела: «Канон», «Натура» и «Метаморфозы». В первом разделе демонстрируются эталонные образцы штудии— этюдная графика и академическая живопись. В следующей зоне понятие штудии подвергается расширительному толкованию: представленные здесь работы совершенно разные по жанру, но задача каждой из них— исследование природы и ее законов. Наконец, посетитель попадает в пространство игры и фантазии, где идея штудии расщепляется наряд концептуальных аспектов, обозначенных в экспозиции теми или иными ключевыми словами. Таким образом, раздел «Метаморфозы» состоит из шести последовательных частей: «Гиперреальность», «Репетиция», «Классика!», «Механизмы движения», «Геометрия формы», «Упражнения языка». Все эти темы, проиллюстрированные произведениями из собрания Музея, обнаруживают неожиданные связи сполем интересов современных художников. Экспозиция объединяет более трехсот работ, выполненных в разных техниках: от традиционной живописи, графики, скульптуры и фотографии до кинетических объектов и видео-инсталляций. Вт есном соседстве представлены художники, порой противоположные в своих творческих взглядах. Среди них AES+F, Александр Архипенко, Константин Батынков, Леонид Борисов, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Андрей Гончаров, Эдуард Гороховский, Андрей Гросицкий, Дмитрий Жилинский, Франциско Инфанте, Вячеслав Колейчук, Валерий Кошляков, Олег Кулик, Михаил Ларионов, Игорь Макаревич, Казимир Малевич, Татьяна Назаренко, Тимур Новиков, Виктор Пивоваров, Георгий Пузенков, Леонид Пурыгин, Оскар Рабин, Айдан Салахова, Игорь Снегур, Семен Файбисович, Павел Чистяков, Сергей Шутов, Василий Шухаев и многие другие. Кроме произведений из коллекции Московского музея современного искусства, экспозицию дополняют некоторые работы из собрания Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, а также методического фонда МГАХИ им.В.И. Сурикова.
Дизайн экспозиции разработал Борис Бернаскони— один из самых ярких молодых архитекторов Москвы, отличающийся нетривиальным подходом к оформлению выставочных пространств. Его лаконичное и стильное решение не отвлекает внимания от представленных произведений, но вместе с тем четко структурирует экспозицию, помогая зрителю лучше ориентироваться на пути «От штудии к арт-объекту».
версия для печати