Выставка произведений И. Голицына в Выставочных залах РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 20.05.2008 - 15.06.2008

20 мая 2008 года в Российской академии художеств состоялось открытие выставки произведений народного художника РФ, действительного члена Российской академии художеств Иллариона Владимировича Голицына (1928-2007) к 80-летию со дня рождения. Признанный мастер современного изобразительного искусства, Илларион Голицын унаследовал высочайшую творческую традицию своего учителя – знаменитого В.А.Фаворского. Художник стремился открыть «свое пространство», в котором все предметы взаимосвязаны и неделимы. Начав в 1950-е годы с линогравюры, он через свободный рисунок пришел к мощной, темпераментной живописи и наполненной светом акварели. Потомок знаменитого рода князей Голицыных, оставивших яркий след в русской истории, Илларион Владимирович был достойным преемником своих предков. Человек высоких нравственных идеалов, благородства и душевной щедрости, он был уважаем художниками разных поколений и различных эстетических пристрастий. Творческий диапазон Голицына необычайно широк и многообразен. В экспозицию вошли живописные, графические и скульптурные произведения, созданные в 1960-е – 2007 годы, из собраний Московского музея современного искусства, Международной конфедерации союзов художников и семейной коллекции мастера. И.В.Голицын родился 20 мая 1928 году в семье художника-графика Владимира Михайловича Голицына. В 1953 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б.Строгановское), работал в Студии имени И.И.Нивинского. В его первых работах (серия линогравюр «Будни пригорода» и др.) уже был виден будущий крупный художник, привлекающий мягким юмором, лиризмом, умением передать поэтическое в обыденном и повседневном. Стремление через малое, частное раскрыть извечные устои человеческого бытия, сообщив изображенному философскую окраску, – черта, присущая лучшим творениям русской литературы и искусства. В последние годы Илларион Владимирович особенно много работал в живописи. Он писал: «Живописью я занимаюсь постоянно, не помню больших перерывов в работе. Всегда считал и считаю ее главной своей целью. Она бездонна, бесконечна. То, что я работал в разных материалах, считаю своим плюсом». Духовная щедрость, искренность и экспрессивность отличают произведения мастера. Творчество И.Голицына наполнено историческими ассоциациями, передающими живую связь времен. С 1970-х годов художник начинает работать над циклом «Красная комната». Он пишет свою семью на фоне старинных фамильных портретов знаменитого рода Голицыных. И эти портреты, по признанию мастера, «всегда были частью интерьера…и частью моей жизни». Это не просто любимый изобразительный мотив, но мощный по колористическому звучанию образ. В работах художника заключены его раздумья о жизни, ее быстротечности, о смене поколений. «Моя живопись во многом связана с портретами предков. Я родился и вырос под ними. Они на меня всегда и постоянно действовали». Художник обращается к образу отца, изобретателя и художника, сотрудника Морского научного института, участника экспедиции на ледоколе «Малыгин», репрессированного и трагически погибшего в местах заключения в 1943г. Благородством и любовью проникнуты портреты матери, урожденной Шереметевой. В сопоставлении прошлого и настоящего – главный смысл творчества мастера. Мир И.Голицына уникален тем, что прошлое и настоящее в нем сосуществуют в одном духовном пространстве, поэтическом и реальном одновременно. Исторические ассоциации возвращают нас то в далекую петровскую эпоху – через темные старинные портреты на красных стенах новогиреевского дома, то в трагические времена сталинских репрессий, как в скорбно-печальной картине «Трубецкие». И.Голицын пишет с натуры пейзажи и городские виды, которые воспринимаются неотъемлемой частью «красного» интерьера. Чудом искусства эти живые впечатления сливаются с вековой историей семьи Голицыных. Работы последних лет, светлые, гармоничные, наполненные воздухом и светом, свободно льющимся из распахнутых окон, отличаются от более ранних – с их мощной, неудержимой стихией цвета. В гравюрах, рисунках, акварелях и живописных полотнах мастера возникают тонкие, изысканные по колориту пейзажи города Дмитрова, куда в 20-е годы была сослана семья Голицыных, образы Москвы и дорогой сердцу русской провинции, автопортреты и портреты близких ему людей. Особенная творческая свобода характерна для картин, написанных в деревне Дягунино, где находилась дача И.Голицына. В одной из последних работ – «Дягунинский ералаш» обилие собранных в одной композиции животных, локальное цветовое решение (красная корова, черный бык, белая лошадь, розовые облака), не свойственная ранее деформация форм - все свидетельствует о чувстве юмора художника, его открытости счастью, его восторге перед красотой окружающего мира.


Органично вошли в экспозицию скульптуры художника из известняка и дерева, расписанные акварелью. «Последние пять лет в деревне рублю и крашу известняк, увлечен его белой поверхностью. Спил известняка великолепен, акварель ложится на него чудесно. Известняка очень много вокруг моего дома на Верхней Волге!…», - говорил Илларион Владимирович о своем увлечении скульптурой, которая помогала ему полнее и ярче раскрыть свое представление о добре и красоте. За долгую творческую жизнь И.В.Голицын был удостоен высоких наград и многочисленных почетных званий как в нашей стране, так и за рубежом. Его произведения находятся в собраниях крупнейших музеев страны: Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ имени А.С.Пушкина, Государственного Русского музея и других музеев России, а также в частных отечественных и зарубежных коллекциях. Илларион Владимирович Голицын принадлежит к плеяде художников, определивших лицо русской художественной культуры второй половины ХХ века.

-М.Чегодаева. "К роду своему". Памяти Иллариона Голицына




версия для печати