Выставка «XX век русского искусства в собрании музея «Новый Иерусалим» в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения:27.05.2008 - 27.07.2008


Историко-архивный и художественный музей «Новый Иерусалим» Выставка представляет коллекцию, которая собиралась сотрудниками музея, начиная с 1977 года. Комплектование велось в редкой для тех лет ситуации, позволявшей обходить идеологический пресс. Относительная свобода давала возможность выбора, право на субъективность и на открытия, которые происходили не на официальных выставочных площадках, а непосредственно в мастерских художников. В результате сложилось собрание, представляющее до сих пор мало изученное творчество мастеров неофициального искусства, которое можно охарактеризовать, как «русское искусство советского периода». Собирательство с первых шагов было направлено на открытия имен не заслуженно забытых живописцев «тридцатых» годов, мастеров, как их принято называть «тихого» искусства. Работая в рамках традиционных жанров, далеких от соц. заказов, художники сосредотачивались на живописно-пластических поисках, одновременно, решая, быть может, самые насущные на тот момент проблемы, утверждая в своем творчестве право на внутренний мир человека, на обращение к вечным духовным ценностям. Одним из идеологов «тихого» искусства принято считать Л. Жегина, члена объединения «Маковец», основателя группы «Путь живописи». К периоду «Маковца» относится одно из лучших произведений Жегина - «Реквием», в основе которого лежит евангельская композиция «Оплакивания». В музее хранятся картины не только самого Льва Федоровича Жегина, но и его ближайших последователей: Т. Александровой, В. Пестель. Поэтичность, романтическая взволнованность отличает многие произведения мастеров «тридцатых»: Р. Барто, Л. Соловьева, Б. Окса. Романтические традиции ярко проявляются в искусстве М. Соколова, который и в жизни оставался романтиком, сохраняя внутреннюю свободу. Творческая близость связывала М. Соколова с А. Софроновой, чьи произведения также занимают заметное место в музейной коллекции. Тихие улочки старой Москвы, портреты близких людей - излюбленные темы творчества Софроновой, как и искусства других мастеров группы «Тринадцать», к которой она принадлежала. В музейном собрании представлены графические работы идеолога этого объединения Владимира Милашевского. Многие художники «тридцатых» прошли через «очищающее горнило» авангарда. Ученик Александра Родченко Николай Лаков начинал работать в русле искусства супрематизма. В более поздних, фигуративных картинах, он использует язык беспредметного искусства, добиваясь особой выразительности образов. Среди традиционных жанров портрет как никакой другой жанр был выразителем образы эпохи. В портретном жанре плодотворно работала ученица К. Малевича и В. Фаворского, Д. Гуревич, в портрете же ярче всего проявился талант, А. Поманского, обучавшегося во Вхутемасе. Школу Вхутемаса прошла и Ольга Соколова. На выставке представлен редкий по жанру групповой портрет братьев Смирновых кисти художницы. Соколова хорошо усвоила уроки русского «сезаннизма» и, прежде всего, своего учителя, яркого представителя объединения «Бубновый валет» Ильи Машкова. Соединив портретные изображения с натюрмортом, Соколова создала колоритные образы и великолепно передала общую атмосферу не только «застолья», но и эпохи. Портрет был основным жанром в раннем творчестве ученицы Р. Фалька Е. Левиной-Розенгольц. Прошедшая сталинские лагеря, Ева Павловна, вернувшись из ссылки в 1956 году, не переставала работать. Этим ее работам трудно найти аналогии, пожалуй, никому другому не удалось передать весь трагизм и катастрофичность эпохи, в которой ей выпало жить. Коллекция XX века отражает устойчивые «извечные» темы русского искусства. К ним относится тема Востока. Ценнейшей частью коллекции является собрание картин А. Н. Волкова, русского художника, родившегося в Фергане и почти всю жизнь прожившего в Средней Азии. Собрание освещает все периоды его творчества, от самого раннего, дореволюционного, до послевоенного. Широко представлены в коллекции также работы и двух сыновей Александра Николаевича: Валерия и Александра. А в последние годы фонды музея пополнились картинами и его внука, Андрея. Всех представителей династии отличает особое живописное видение мира, сформировавшееся под влиянием культур Востока и Запада. Культура Востока определила творческий путь и Е. Кравченко, который также считает своим духовным учителем А. Н. Волкова. Важной особенностью музейного собрания является то, что оно дает почувствовать культурную преемственность поколений. Обучавшиеся у крупнейших мастеров авангарда, художники «тридцатых», уйдя в вынужденное «подполье», остались верны традициям русской дореволюционной культуры. Благодаря этим непризнанным, забытым на долгие годы мастерам, не утрачивалась «связь времен», традиции «вживую» передавались последующим поколениям. Примером живой связи искусства разных эпох может служить творчество А. Слепышева. Работы Слепышева, наряду с произведениями других известных мастеров 2-й половины XX века, таких как Н. Андронов, В. Калинин, И. Купряшин, Н. Нестерова, И. Старженецкая, М. Эльконина, появились в собрании музея с первых лет комплектования коллекции. Творчество Игоря Купряшина - фигуры обособленной в советском искусстве 1960- 1970-х. годов, имеет своих предшественников и продолжателей в контексте русского романтического искусства. Романтической линии наследует творчество Нины Веденеевой. С лирико-поэтической традицией связано искусство таких мастеров как Ю. Ларин, Т. Петрова, В. Скалкин. Состоятельность художника в мире современного искусства во многом определяется осознанием им своего собственного пути, верности ему. Такое осознание, как никому иному, было присуще В. Вейсбергу, самому неповторимому мастеру из поколения «шестидесятников». «Новый Иерусалим» был первым музеем в России, который приобрел работы еще при жизни автора. Первым приобрел музей и работы ныне известного мастера А. Б. Гросицкого. Простой предмет, забытый и вышедший из употребления, изъятый художником из небытия, становится объектом его пристального внимания. «Яблоко» из собрания музея отражает творческий метод Гросицкого. Обращаясь к объекту, созданному природой, художник лишает его обыденных качеств: черное яблоко, излучающее внутреннюю энергию, кажется, концентрирует в себе идею всего мироздания. Интерес к художнику как к творческой личности, к его пути, определил основной подход в формировании коллекции. Искусство многих мастеров представлено в собрании почти монографически. Это дает возможность довольно полно познакомиться на музейных выставках с произведениями художников, имена которых не так широко известны зрителю, например, с искусством Е. Владимирова, А. Громова, Д. Терехова, В. Ратнера, В. Павлова. Безусловной удачей для музея было пополнение собрания произведениями Олега Кудряшова. Исследователи творчества Кудряшова сравнивают его динамичные, полные внутренней мощи работы с работами мастеров русского авангарда - Малевича, Татлина. Формирование коллекции современного искусства - это живой процесс, связанный с постоянными открытиями. Владимир Башлыков, Ирина Юдина, Олег Ланг, Мария Кулагина, Владимир Манохин, Людмила Маркелова, Татьяна Маркова, Максим Митлянский, Николай Наседкин, Павел Попов, Нина Шапкина - Корчуганова, - вот тот не полный перечень имен художников, чьи картины пополнили коллекцию музея в 1990 - 2000 - е годы главным образом за счет даров художников. При всем разнообразии тенденций, которые отражает творчество мастеров, их роднит то, что все они работают внутри живописно-пластических традиций. Создавая свое картинное пространство, сосредотачиваясь на проблемах «живописного делания», художники уже одним этим идут по пути созидания, утверждая, как и художники «тридцатых» вечные непреходящие ценности.







версия для печати