Выставка «Современная горячая эмаль» в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения: 02.11.2007 - 16.11.2007

В экспозиции представлено более 100 работ известных российских художников, которые выбрали для воплощения своих творческих замыслов столь сложную технологию - эмалирование металлической поверхности стеклом, окрашенным окислами металлов. Стекло наплавленное на металл при температуре 800 градусов и выше, становится материалом вечным, сохраняя всю прелесть первозданного облика на века. Кажется, неподвластно времени то изумительное свечение синевы лиможских эмалей, не блекнущий пурпур кельтских фибул и неувядающие бутоны на усольских чашах.
Рожденный в огне союз двух материалов - металла и стекла, завораживает не только зрителей, но становится излюбленным материалом и для художника. Ремесло эмальера дело не простое. В нем есть всегда тайна. Каждый раз замирает сердце мастера, когда он достает из печи, светящееся огнем, свое творение. Только с годами накапливается опыт, когда автор программирует на много шагов вперед все наслоения эмалевой поверхности, чтобы получить всё богатство цвета, разнообразие фактуры, изысканность графики. Порой он делает до двадцати обжигов. И каждый обжиг дает что-то новое и неповторимое. Всегда соавтором художника является огонь - очень высокая температура. Остывая, эмалевая поверхность на века сохраняет те минуты творения, размышления и переживания автора. Изделия из эмали во все времена были дорогими украшениями интерьеров, так в средневековых замках они выставлялись в специальных шкафах - дрессуарах. Эмаль была всегда спутницей драгоценных металлов и камней. А эмальеры и ювелиры были в одном цехе мастеров. Но горячая эмаль была не только прекрасным декоративным материалом, с древнейших времен ее используют как материал изобразительного искусства. Достаточно вспомнить знаменитые византийские, лиможские или китайские произведения. Не случаен интерес к этому материалу и в наши дни.
В экспозиции представлены произведения разных авторов, по-разному они пришли к этой удивительной технике - горячей эмали. И каждый нашел только свой оригинальный подход к этому не простому материалу. Прикоснувшись однажды на симпозиуме или факультативе к эмали, художник сохраняет ей верность на всю творческую жизнь.
На выставке в Галерее искусств Зураба Церетели показаны произведения известных художников-эмальеров А. Талащука, А. Кариха, Н.Вдовкина, С. Пономаренко, В. Вдовкиной,Б. Клочкова, Н. Яшманова, З. Церетели, Л. Малышевой, Л. Соломниковой, Г. Дервиза, А. Багаутдинова и других. Яркая, насыщенная экспозиция демонстрирует различные художественные направления в искусстве горячей эмали: философский символизм Н. Вдовкина и А. Талащука, декадансную изысканность С. Пономаренко, утонченный ретроспективизм Л. Соломниковой и О. Ероховой, своеобразно интерпретированный неорусский стиль Т. Киселевой и ориентальный экзотизм О. Зуевой, брутальную монументальность А. Церетели и И. Дьякова, психологизм женственности в образах Л. Малышевой. В своих работах художники обращаются к самым разным темам. Это и христианские образы, и мифология, и фольклор, и притча. Важное место в их творчестве занимают и классические жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, ню. Как, например, узнаваемые уголки Парижа В. Вдовкиной, романтические «пейзажи-настроения» О. Ероховой, декоративно-символические образы А. Багаутдинова, живописно-утонченные элегии Н. Яшманова, графически лаконичные ассоциативные аллегории О. Лысенковой, ироничные многосмысловые образные трансформации Б. Клочкова и М. Бекетова.
Горячая станковая эмаль - это поистине элитарный и дорогостоящий вид искусства, в этой технике в России работает ограниченное число художников, ведущие из них заслуженно пользуются мировой славой.






версия для печати