Выставка «Западноевропейская гравюра XVII-XVIII веков» в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения: 17.07.2007 - 01.09.2007

С 17 июля 2007 года в залах Галереи искусств З. К. Церетели работает выставка «Западноевропейская гравюра XVII-XVIII веков» из собрания Научной библиотеки и Научно-исследовательского музея Российской академии художеств.

Научная библиотека Российской академии художеств, основанная одновременно с академией, хранит редкие и особо ценные издания XV – XVIII веков, являющихся прекрасным образцом западноевропейского и русского полиграфического искусства. Традиционно в ее фондах хранится и ценнейшая коллекция музейного значения западноевропейской и русской гравюры.
Начало этого события было положено И.И.Шуваловым, который передал Академии свою очень ценную коллекцию книг и гравюрных увражей. Каталог эстампов, который имеет подпись: «оставленные мои эстампы в Академии. Иван Шувалов», включает в себя имена Дориньи, Одрана, Эделинка, Пикарта, Леклерка и многих других. И потом, на протяжении многих лет, Академия тщательно собирала лучшие образцы западноевропейских и русских гравюр.
С середины XV века в Европе в связи с изобретением книгопечатания начинает развиваться гравюра как элемент художественного оформления и иллюстрирования книг. Но трудно переоценить роль гравюры и как репродукционного искусства. Мастера резцовой гравюры кроме творческих работ много занимались репродуцированием оригинальных произведений выдающихся художников современности. Тиражи распространились по все Европе, принося славу живописцу и граверу.
И. Шувалов знал о невероятной популярности в Европе гравюр и понимал их значение для воспитанников Академии художеств, ведь именно благодаря гравюре происходит знакомство с произведениями живописцев разных стран.
Начиная с XVI века, вокруг знаменитых живописцев организуются целые граверные мастерские. Во Франции XVII века работает плеяда талантливых граверов, объединившихся вокруг любимого мастера – создателя французского классицизма в живописи – Никола Пуссена: Гийом Шато, Этьен Бове, Жерар Одран и другие… Среди них были художники, чьи произведения представлены на этой выставке.
Первое место в этом ряду занимает Жан Пен, работавший непосредственно под наблюдением знаменитого мастера. Свободная штриховая система Ж. Пена как нельзя лучше подходила к передаче особенностей стиля Н. Пуссена. На выставке представлены три гравюры резцом: «Миропомазание», «Христос и самаритянка», «Тайная Вечеря».
Нельзя обойти вниманием работы Клодины Стела, с большой художественной энергией воспроизводившей творчество Н. Пуссена. В передаче самой сущности «высокого» стиля Н. Пуссена она достигает совершенства, неведомого многим граверам, посвятившим себя воспроизведению картин этого мастера. На выставке вы увидите 5 гравюр, выполненных ею с оригинала Н. Пуссена, в том числе: «Младенец Моисей, плывущий в корзине по Нилу», «Тайная Вечеря», «Христос перед Пилатом»…
Одним из лучших интерпретаторов Пуссена в гравюре был Жерар Одран. Но не только французские живописцы привлекали внимание Одрана, в его творчестве много гравюр с произведений старых и современных ему итальянских мастеров. На выставке представлены: «Мученичество св. Агнессы» – с оригинала Доменико, «Молитвы Розаны» – с оригинала Доменико, «Мученичество св. Лаврентия» - с оригинала Ле Сюера.
Жерар Эделинк – фламандец по происхождению, жил и работал во Франции. На выставке можно видеть гравюры его работ: «Иисус Христос и самаритянки» - с оригинала Ф. Шампеля, «Святое Семейство» - с оригинала Ш. Лебрена, «Распятие» - с оригинала Ш. Лебрена.
В XVII веке во Франции П. Рубенс привлекает к созданию гравюр по своим произведениям первоклассных граверов. Он создал множество рисунков, специально предназначенных для книжных иллюстраций, заботился о воспроизведении своих картин и фресок. Интерес к печатной графике занимал у П. Рубенса важное место, он внимательно наблюдал за работой граверов, при необходимости вносил свои коррективы. Исполненные ими резцовые гравюры великолепно передают мощь и динамизм рубенсовских композиций.
Гравюры Ш. Болсверта и Я. Витдука считались образцами технического совершенства и очень высоко ценились коллекционерами XVII- XVIII веков. Ян Витдук «Поднятие креста» (Триптих - с оригинала П. Рубенса). Ш. Болсверт «Вознесение Девы» - с оригинала П. Рубенса, «Медный змей» - с оригинала П. Рубенса, «Возложение тернового венца» - с оригинала А. Ван Дейка.
Именно эти редчайшие гравюры держали в руках первые воспитанники Академии художеств, копировали их, по ним знакомились с произведениями живописи Великих Мастеров. Эта выставка – первое публичное представление нашей коллекции. Здесь показана маленькая ее часть – работы мастеров французской и голландской школ XVII-XVIII веков.









версия для печати