Выставка произведений А.В.Васнецова «Я портретирую пространство» в Выставочных залах РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения:Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 27.12.2005 - 22.01.2006

Российская академия художеств представляет персональную выставку произведений одного из крупнейших мастеров современного искусства, народного художника СССР, лауреата Государственной премии СССР и премии Президента Российской Федерации, профессора Андрея Владимировича Васнецова. Выставка приурочена к 80-летнему юбилею художника. В экспозицию вошло около 200 работ из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева, Государственного музея-заповедника «Абрамцево», из частных коллекций и из собрания семьи художника. А.Васнецов занимает особое место в искусстве второй половины 20 века. Общепризнанный классик, он обладает универсальным талантом. В сферу творческих интересов мастера входят станковая живопись, мозаичные панно, декоративно-объемные композиции, скульптура, мебель, посуда, гобелены, комплексные решения интерьеров и экстерьеров общественных зданий. А.Васнецов, представитель знаменитой династии художников Васнецовых, принадлежит к поколению шестидесятников, которое пролагало новые пути в искусстве 1950-60-х годов. Вместе с ним в середине 50-х начинали свою творческую биографию Таир Салахов, Николай Андронов, Виктор Иванов, Павел Никонов, Гелий Коржев. Слава и известность пришла к этим художникам в хрущевскую оттепель. Тогда они, участники знаменитой выставки в Манеже, слыли «левыми» художниками. Впоследствии А. Васнецов отошел от громогласности и декларативности этого общего движения в сторону углубленного самососредоточения и поиска собственного образно-пластического языка. Участник Великой Отечественно войны, А. Васнецов с 1946 по 1953 гг. учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства у известных художников - А. Дейнеки, А. Гончарова, П. Соколова-Скаля. В Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной защитил диплом с отличием. А. Васнецов смело брался за новые задачи, обращался к различным видам художественной практики. Сам характер художественного мышления открыл ему дорогу в монументальное искусство. Андрей Владимирович считает, что художник многое должен уметь делать, вкладывал высокий смысл в понятие «ремесло». К числу наиболее значительных произведений монументального искусства, выполненных художником в разные годы, относятся оформление в Москве нескольких павильонов ВДНХ, известное кафе «Дружба» на Неглинной, редакция газеты «Известия», Дворец пионеров на Ленинских горах. Он создал замечательную мозаику «Покорители космоса» в музее К. Циолковского в Калуге и др. В экспозиции выставки представлены макет «История транспорта», созданный совместно со скульптором И. Васнецовой для бульвара в г. Тольятти, а также трехчастная композиция «Трубящие славу» (рельеф на входе в музей г. Великие Луки). Следует отметить также представленный на выставке фрагмент картона гобелена, посвященный Москве. Целиком этот гобелен украшает фойе гостиницы «Мариотт». В станковой живописи А. Васнецов нашел те приемы, внедрение которых в «большие формы» определило своеобразие его художественного языка как монументалиста. И в монументальном, и станковом искусстве мастер искал прежде всего структурной целостности и пространственной логики, всегда подчеркивал, что в своих холстах пытался осуществить монументальные мечты. «Я хочу создать монументальную живопись без декоративного эффекта, который, на мой взгляд, снижает значительность образов», - говорил автор. Он считал, что тема живописного произведения раскрывается главным образом средствами живописной пластики, конструктивной композиции, сложно разработанной цветовой гаммы. Выставка в Российской академии художеств носит ретроспективный характер. В экспозиции представлены работы, созданные на разных этапах творческого пути, начиная с ранних работ 1949 года. Данная выставка носит более представительный характер по сравнению с аналогичной в Государственной Третьяковской галерее 2004 г., которая, несомненно, имела большой общественный резонанс. В академических залах многие работы зритель увидит впервые. К их числу относится дипломная работа А. Васнецова «Поздравление героя тракториста» 1952 г., графические произведения, которые ранее не показывались. Эти графические листы можно рассматривать как подготовительные этюды к картинам, как «рабочую кухню» автора, но на выставке они предстают как самостоятельные, законченные произведения. Выставка поражает масштабом, цельностью и мощью пластического мышления автора. А. Васнецов предстает как художник-мыслитель, философ, способный создать картины-размышления, затрагивающие сложные проблемы современного общества. В живописных произведениях художника поражает сложный многозначный подтекст при внешней простоте сюжета. Сами названия полотен – «Завтрак», «Разговор», «Стирающая», «Пьющая», «Вешают белье», «Чистят картошку» и др. весьма прозаичны. Но они обладают такой мерой условности и художественного обобщения, что приобретают характер вневременных явлений.








версия для печати