«Surпризы». Выставка произведений Эдуарда Дробицкого в Радищевском музее

 

Другие выставочные залы


Место проведения: Саратовский государственный художественном музее им. А.Н.Радищева (Саратов, ул. имени А.Н. Радищева, 39)
Сроки проведения: 27.09.2005 - 27.10.2005


27 сентября 2005 года  в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н.Радищева открылась персональная выставка вице-президента Российской академии художеств Эдуарда Дробицкого.В экспозиции представлены живопись, графика, скульптура, плакат.
Эдуард Дробицкий - действительный член Российской академии художеств. Американской пушкинской академии искусств, Академии менеджмента в образовании и культуре, Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Академии народной культуры. Активный участник и организатор выставок авангардистов и нон-конформистов. Участник свыше 80 выставок в России и за рубежом. Лауреат государственных и международных премий, конкурсов, выставок, биеналле и триеналле. Награжден пятью Гран-при (Бельгия - дизайн, Польша - плакат, Германия - графика, Швейцария - живопись, Испания - живопись), а также золотыми и серебряными медалями, в том числе и Российской академии художеств.
Уникальность судьбы художника Эдуарда Дробицкого - в затейливой веренице парадоксов и сюрпризов, которые не перестают удивлять нас последние сорок с лишним лет. Приехавший завоевывать Москву юноша моментально овладел ситуацией. Первый сюрприз он преподнес еще в середине 1960-х годов. Едва начав работу в бюро технической эстетики (советский аналог дизайна), он легко завоевал первое в своей жизни Гран При (Золотую медаль) международной промышленной выставки в Брюсселе за дизайн сверлильного станка 1к-62 завода «Красный пролетарий».
По воле случая происходит его знакомство с художниками так называемого «левого» искусства - М. Гробманом, Э. Курочкиным, М. Шварцманом, В. Пятницким и другими, которые сразу обозначили Дробицкого как реалиста до мозга костей, объяснив, что с ними ему не по пути. Спустя некоторое время, пригласив друзей от «другого искусства», художник демонстрирует работы «племянника из дальнего краснодарского колхоза». Бурные овации и восклицания немедленно призвать в столицу «авангардный» талант были моментально награждены сюрпризом - автором работ оказался сам Дробицкий. Поклонники беспредметного искусства загрустили. Как шустрый художник смог мгновенно понять пластическую философию «избранных»?!
Этот сюрприз на долгие годы связал имя Дробицкого с «другим искусством», русским авангардом второй волны, хотя мастер станет искать свой путь - новое измерение между предметным и беспредметным искусством - область метафоры, царство ассоциации.
Еще только вступали в свои права 1970-е, а общество ждал новый сюрприз - Дробицкий получил Первую премию на конкурсе социально-политического плаката - в той области, где художник был абсолютным новичком, он оставил позади мэтров. С этого момента началось триумфальное шествие плакатов художника, неизменно становившихся фаворитами российских и международных конкурсов. Стремление быть первым, неутолимый творческий азарт заставили художника с математической точностью вывести формулу успеха. Что нужно придумать и чего не следует допускать, например, в плакате, чтобы тот прошел на «ура». Формула оказалась абсолютно точной.
Закономерным развитием общения художника с мастерами «другого искусства» стало его участие в знаменитых акциях «левых» - в таких выставках, как Бульдозерная, авангардистов в павильоне ВДНХ «Пчеловодство». Желание государства «выпустить пар» закипающего «левого» котла привело к открытию секции живописи «другого искусства», а Дробицкий стал ее председателем. Это был его сюрприз 1980-го. Кстати, во время голосования (на пост председателя) художник работал в Алма-Ате над сценографией спектакля «Собака на сене» и узнал о своем назначении по «Голосу Америки». Строптивый характер сначала вообще продиктовал отказ, но последовали разъяснения, что «за мной слишком много грехов, чтобы ломаться», - вспоминает Дробицкий. Результатом «перемирия» стало его согласие задержаться на посту 6 месяцев, что привело в итоге к многолетней деятельности на этом поприще. Знаменитая Малая Грузинская, 28 дала возможность всем желающим лицезреть работы ярких представителей «другого искусства" - сегодня мастеров с мировым именем: И. Кабакова, В.Пивоварова, Э. Булатова, В. Немухина, О. Рабина, А. Зверева, В. Яковлева, В. Комара и А. Меламида и многих других.
Еще одним сюрпризом 1980-х стали живописные работы художника. Отныне есть своеобразный «жанр», который можно условно обозначить как фантастический, гротескно-психологический реализм, гибкие границы которого Дробицкий не покидает и по сей день.
Однако на этом мастер не остановился. В 1990-е годы он по-разному удивлял нас - например, эстетизируя «хулиганские» фантазии полных эпатажа рисунков. Смело играя в ассоциации, художник постепенно создал особую знаковую систему, своеобразную тайнопись, персонифицированные иероглифы, по своей сути напоминающие наскальные росписи или особый знаковый язык иконописи, авторы которых так рьяно пробивались в сакральный мир. «Умозрение в красках» по Дробицкому стало еще одним проводником или методом познания тайн самого себя и окружающего мира. Кажется, что от Дробицкого сюрпризов мы получили сполна, только сам он так не считает. Его персональная выставка - долгожданный сюрприз для многих, мощный аккорд начала XXI века. Просто у мастера еще нет Гран-при по скульптуре! Необычные, странные, причудливые, фантастические скульптуры впервые показаны на выставке. О них сложно говорить. Их нужно видеть и переживать, а название новому явлению в искусстве не стоит придумывать впопыхах.
Особый взгляд Дробицкого на современную действительность созвучен трагикомической философии поэта российской действительности В. Высоцкого, одного из друзей художника, который с грустью пел: «А купола в России кроют чистым золотом, чтоб почаще Господь, замечал».
Искусство Эдуарда Дробицкого - один из живых источников рождения нового понимания творчества, сюрприз и загадка одновременно!

Татьяна Кочемасова, искусствовед. 2005







версия для печати