Выставка живописи Воислава Станича в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения: 27.04.2005 - 22.05.2005

Выставка произведений известного живописца из Черногории Воислава Станича организована при содействии правительства города Москвы, Правительства Республики Черногория и Российской академии художеств. В экспозиции представлено около 50 живописных полотен разных лет. В.Станич родился в столице Черногории г. Подгорице в 1924 году. В 1951 году окончил отделение скульптуры Белградской академии художеств. С 1955 г. активно участвует в художественной жизни. Персональные выставки Станича проходили в различных музеях и галереях страны, а также за рубежом – в Осло, Риме, Берлине, в США. Художник – участник Венецианской биеннале в 1997 году. Творчество Станича можно определить как одно из направлений сюрреализма, который в живописи художника приобретает черты наивного искусства – детскости восприятия, мечтательности и сентиментальности. Художник утверждает необходимость чуда в жизни человека, причем чудесное у него проявляется в самых обычных вещах. Искусству Войо Станича присущ элемент игры, соединения разных пластов реальности в пространстве картины. На раннем этапе становления Станича на него оказало определенное влияние творчество Ван Гога. Изучение искусства Ван Гога помогло мастеру найти свой путь и прийти от скульптуры к живописи, которая дала возможность Станичу размышлять и о вечном движении, и о сиюминутных переменах. Одна из главных проблем живописи художника – свет. В работах Станича обращает на себя внимание яркий свет средиземноморского солнца. Вдохновленный своим открытием света («как будто я сам изобрел его», – шутил художник), он использует его самым невероятным образом: подсвечивает им темноту, разделяет композицию на освещенные и затененные части. Мастер показывает свет, который таинственно проявляется в картине, работает с разными источниками света, естественными (холодный лунный свет или теплый солнечный) и искусственными (огонь, лампа). Световая проработка живописи заметна в картинах «Кубы», «Скалистое место», «г. Будва», «Изумруд». Игра со светом, также как и атмосфера таинственности и взгляд на мир немного со стороны сближает творчество Войо Станича и Магрита, но искусству Станича не свойственен холод интеллектуальных метафор, оно излучает средиземноморское тепло, передает чувство поэзии простых явлений. С конца 1950-х гг. Воислав Станич живет возле моря. Выросший в горах, он принимает новый – Средиземноморский – образ жизни. Бескрайние просторы моря настраивают на философский лад, позволяют ему заглянуть в бесконечность, мысленным взором окинуть вселенную. Темы пляжа и жизни приморского города – любимые темы Станича («Берег», «Купальщицы», «Рама»). Наблюдение – непрерывный процесс художественного образования Станича. Пребывание в Париже в 1958 году раскрыло для него много секретов искусства, которые он использовал в своем творчестве. Художник много времени провел в Лувре. Представленная в экспозиции «Улица Синджелича» написана в духе фламандского искусства – с тщательной выписанностью деревьев, домов, неба. На картине «Мост» обращают на себя внимание классический мотив арок в структуре моста и холодный люминизм. В семидесятые годы в живописи Станича появилась открытая перспектива, формы стали более объемными, цвета – чище и прозрачнее. Все это заметно в картине «Рынок», представленной на выставке. В 1976 году мастер выставляется в Риме. Непосредственное восприятие итальянского искусства эпохи Возрождения и, вместе с тем, творчества современных художников (прежде всего, Джорджо де Кирико) позволило Станичу мыслить в рамках разных художественных систем. Опыт и наблюдение вместе с богатым юмором и неиссякаемым воображением воплотились в такой работе, как «Монте Марио». В восьмидесятые годы в живописи Станича меняется цветовая гамма и образный строй. Сцены приобретают оттенок метафизики, что выражается в холодных и сдержанных отношениях между героями, их разобщенности. Персонажи сосуществуют в одном пространстве, но как бы в разных его измерениях на картинах «Улица», «Святой Антун», «Дворец», «Балкон». В следующее десятилетие искусство художника приобретает все более характерные сюрреалистические черты. В «Автодороге», «Моне Лизе» Станич уходит от целостности образов, так что фигуры буквально заменяются фрагментами. Воислав Станич сочетает в своем искусстве черты живописи старых мастеров и опыт 20 века. Его искусство объединяет в себе философский взгляд на вещи и восприятие ребенка, что придает ему непосредственность выражения чувств. Станич рисует картины повседневности, но этой повседневности он придает оттенок значительности.






версия для печати