Выставка «Западно-европейская и русская живопись XII-XX из собрания НИМ РАХ» в Москве.

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)


Дата проведения: 20.12.2002. - 12.04.2003.

20 декабря 2002 года в выставочных залах Галереи искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19) в рамках долгосрочного выставочного проекта «Императорская - Российская Академия художеств» открылась экспозиция произведений западноевропейской и русской живописи конца XVII - I-й половины XX века из собрания Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Настоящая выставка представляет лишь небольшую часть великолепного собрания произведений академического музея, насчитывающего десятки тысяч произведений искусства, и интересна тем, что большинство работ, вошедших в экспозицию, долгое время находились в запасниках Академии и были доступны только узкому кругу специалистов. По замыслу президента Академии З.К. Церетели, этот крупномасштабный проект, предполагающий несколько этапных выставок, призван показать историю отечественной художественной школы, хранительницу высоких традиций, наследницей которой является современная Российская Академия художеств.

Во вводном зале посетители могут познакомиться с историей создания Академии и музея при ней, так сказать, «в лицах». В знаменитой картине В. Якоби «Инаугурация Академии художеств 7 июля 1765 года» можно видеть не только саму Екатерину II, даровавшую Академии Привилегию, штаты и Устав, но и прославленных деятелей российской культуры того времени - здесь и первый президент Академии И.И. Бецкой, и Е. Дашкова, великий князь Павел Петрович, графы А.С. Строганов, А.П. Шувалов, Г.Г. Орлов, Н.И. Панин, князь А.М. Голицын... Здесь представлены и портреты президентов Академии, профессоров, попечителей, почетных любителей ИАХ, а также членов императорской фамилии и выдающихся государственных деятелей, созданные такими талантливыми художниками, как В. Тропинин, А. Антропов. Д. Левицкий, А. Лебедев. Ф. Рокотов, Н. Уткин и др. Сочетая элементы парадного и камерного портрета, художники передавали как неповторимую индивидуальность модели, так и колорит своего времени.

Основанная в 1757 году по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, Академия изначально ставила перед собой две задачи: создание системы художественного образования и развитие отечественного искусства. Таким образом, с самого начала Академия осуществляет свою миссию одновременно и как высшее учебное заведение, и как средоточие лучших художественных сил страны. Музей, состоявший при Академии, был призван ориентировать учеников на овладение вершинами мирового искусства. Это, в свою очередь, повлияло на характер собрания. Основой его стала коллекция самого Шувалова, включавшая в себя западноевропейские картины и рисунки. Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II из царских резиденций (Петергофа. Зимнего и Ораниенбаумского дворцов) также передали значительное число экспонатов. Практически с первых же лет существования Академии одной из главных ее задач было формирование собрания, позволяющего проследить все этапы развития русской художественной школы. И на сегодняшний день - и это зримо ощущается в экспонатах выставки - музей обладает единственным в стране собранием произведений, показывающим все этапы развития русской академической школы от времени ее создания до наших дней.

Выставка наглядно знакомит зрителя с методикой, с «кухней» учебного академического процесса, ступенями овладения профессией. Это и стало концептуальным зерном при отборе работ для экспозиции. В процессе обучения работа с натурой особенно важна, и в первую очередь это изображение обнаженного тела как самого полного проявления красоты. Потому целый зал экспозиции отведен натурному классу. Здесь представлены рисунки А. Иванова, О. Кипренского, А. Егорова. Вторым основополагающим этапом в учебном процессе было копирование с гипсов и оригиналов старых мастеров. Это позволяло освоить технику, что в XVIII веке, в период формирования Академии, было принципиально важно. Большое место отводилось изучению творчества крупнейших мастеров, олицетворявших классические периоды мирового искусства - Античность, Высокое Возрождение, классицизм XVII века.

Заметное место в экспозиции принадлежит полотнам крупнейших западноевропейских мастеров XVII-XIX веков. Несомненный интерес вызывают произведения художников круга Рембрандта, Веронезе, Робера, мастеров голландской, итальянской, немецкой, фламандской и французской школ. В экспозиции представлены великолепные по композиции, рисунку и колориту картины Гверчино и Луки Джордано, величественный «Приморский пейзаж» Аннибале Карраччи, реформатора итальянской живописи XVI-XVII веков, одного из основоположников Болонской академии.

Но если изначально художники-пенсионеры Академии ездили за границу и исполняли там копии по своему выбору, то уже с середины XIX века они получают конкретное задание на копирование. Эти заказные копии оставались в фондах Академии как учебный материал для дальнейших поколений. Эталоном художественного совершенства считался Рафаэль и художники Болонской школы, копирование их работ поощрялось особенно. В экспозиции представлены первоклассные копии с оригиналов Рафаэля, Перуджино, Фра Бартоломео, Я. Пальма Старшего, Мурильо и других, исполненные в размер оригинала такими в последующем известными мастерами, как Марков, Серебряков, Бруни.

Но не только опора на натуру и копирование были важнейшими основами педагогической системы Академии. Большое значение придавалось воспитанию композиционного мышления - умению в картине сочинять ситуацию, развивать сюжет, раскрывать взаимоотношения персонажей, достигать художественной цельности, структурной ясности. Для этого каждый год ученику задавалась какая-то тема на знаменитый сюжет из христианской или античной мифологии и ставилась задача - разработать светотеневое, пространственное и композиционное решение. С каждым годом задача усложнялась и представляла собой подготовительные шаги к тому, чтобы ученик мог выполнить большой серьезный диплом - написать картину. Эти промежуточные ступени на пути к созданию серьезного полотна можно видеть в одном из залов галереи. Особо выделяется, овеянный духом романтизма, построенный на контрастном сочетании ярких цветовых пятен, эскиз программы на Большую золотую медаль «Дети Иакова продают брата своего Иосифа» К. Флавицкого.

Важное место в экспозиции занимают программы, сюжетами для которых служили события отечественной истории. Несмотря на определенную условность, академическая живопись представляла собой значительное явление в истории отечественного искусства, качество и уровень ее демонстрируют такие работы, как «Вулкан приковывает Прометея» и «Юдифь и Олоферн» В. Савинского, «Умирающий на руках Аполлона Гиацинт» А. Кисилева, «Моисей, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян» И. Аскназия, «Скупой и смерть» П. Церма, «Иософатова долина» Н. Чернецова. В программах середины XIX века на смену условно идеализированному толкованию исторической и библейской тем приходит картина, решенная на основе тщательного изучения конкретной эпохи.

Представленные на выставке скульптурные композиции М. Антокольского, Н. Лаверецкого, В. Беклемишева, М. Чижова, Гайфонти отличаются живым восприятием пластической формы, умением наполнить ее гуманистическим содержанием. Они свидетельствуют о преемственности блестящего мастерства российских ваятелей XVIII-XX веков. Значительный раздел выставки знакомит с собранием произведений музея-квартиры И.И. Бродского - филиала НИМ РАХ, передающим сложный и многообразный спектр художественных течений и направлений в русской живописи XIX - начала XX века. Заметное место в экспозиции занимают произведения И. Айвазовского, И. Репина, И. Бродского, В. Серова, К. Коровина, Б. Кустодиева, Ф. Малявина, А. Головина, В. Григорьева, Л. Бакста, М. Шагала, А. Бенуа, К. Юона, вошедшие в сокровищницу отечественного искусства. Годовые отчетные выставки, на которых экспонировались работы воспитанников, пенсионеров и конкурсантов на получение званий, а впоследствии и Весенние выставки Академии вызывали широкий резонанс, привлекая большое количество публики.

Академию посещали не только художники и члены императорской семьи, но и известные поэты и писатели. Постоянно пополняемая за счет произведений, поступающих из частных коллекций, и лучших работ учеников и выпускников Академии музейная коллекция ко второй половине XIX века была одной из лучших в столице (Санкт-Петербурге), что позволяло ее использовать не только для подготовки молодых художников, но и для международной выставочной деятельности.

После 1917 года музей, как и сама Академия, был закрыт. Ценнейшее собрание было расформировано. Основная часть экспонатов была передана в Государственный Русский музей и Государственный Эрмитаж, а также в провинциальные музеи и Госфонд для продажи. Многие произведения были уничтожены. Но уже в начале 1930-х годов после образования Всероссийской Академии художеств, начались работы по его восстановлению. В 1947 году Академия преобразуется в Академию художеств СССР, под руководством которой и работает Научно-исследовательский музей.

И вот сегодня проходящая в залах Галереи искусств Зураба Церетели выставка является еще одной иллюстрацией тех изменений, которые происходят в результате проводимой Президентом Академии политики, направленной на сохранение идеи профессиональной традиции, позволяющей не терять связи с культурным прошлым. Современная Академия, восстанавливая за собой статус лидера художественной жизни страны, ее культурного центра и ратуя за бережное сохранение и продолжение традиции в системе обучения, овладения профессиональным мастерством (при этом, что важно, не нивелируя и не подавляя то индивидуальное, что есть в каждом художнике), выступает за то, чтобы музейное собрание и Академия как учебное заведение снова стали единым целым. Иными словами - за возвращение музею его прежней практически действенной роли, что прежде всего должно выразиться в активной выставочной деятельности. Следующими этапами проекта «Императорская - Российская Академия художеств» должны стать - выставка, посвященная педагогам академической школы XVIII-XXI веков, и экспозиция гравюр из собрания Научной библиотеки Российской Академии художеств (Санкт-Петербург).

Лия Адашевская



Возврат к списку

версия для печати