Выставка «Немцы и Академия художеств» в МВК РАХ
Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)
Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения: 16.11.2004 - 01.03.2005
В выставочных залах Российской Академии художеств Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств (г. Санкт-Петербург) представляет выставку «Немцы и Академия художеств. 18 – начало 20 века», построенную на материалах фондов этого старейшего художественного собрания России и одного из его отделов – музея-квартиры И. И. Бродского.В преддверии 250-летия Академии художеств, экспонируются более 200 произведений живописи, графики, скульптуры, архитектурные чертежи и модели.
Немцы появились в Петербурге с первых дней его основания и немецкая диаспора со временем стала самой многочисленной. Ее представители работали в самых разных областях – в науке, искусстве, ремеслах. Постепенно вокруг Академии художеств сгруппировались целые династии – многочисленная семья живописцев Венигов, Клодты (живописцы и знаменитый скульптор, автор памятника Николаю I на Исаакиевской пло- щади и фигур «Юношей, укрощающих коней» на Аничковом мосту), скульпторы Залеманы, Брюлловы (живописцы Карл и Фридрих и архитектор Александр), архитекторы А. Штакеншнейдер, братья Тоны. Помимо произведений первых профессоров Императорской Академии художеств ( гравера Г. Ф. Шмидта, живописца И. Ф. Гроота ), на выставке показаны портреты ее педагогов (руководителя батального класса А. И. Зауервейда, архитекторов Р. А. Гедике, А. И. Кракау, медальера И. И. Реймерса, врача Академии Э. Оверлаха).
Отдельный раздел посвящен архитектору Д. И. Гримму, чье 180-летие со дня рождения отмечалось в прошлом году. Впервые зрители увидят проекты часовни в Ницце (возведенную после кончины на юге Франции в 1865 г. наследника русского престола цесаревича Николая Александровича), а также проекты восстанавливаемого сейчас памятника из турецких орудий на Измайловском проспекте в Петербурге и усыпальницы в Петропавловской крепости. В фондах музея хранится интересное графическое наследие талантливой семьи Гримм. Из других произведений, которые зритель увидит впервые – два больших декоративных панно немецкого романтика К. Э. Бирмана «Вид на собор св. Петра в Риме» и «Праздничный вид улицы в Лондоне», отреставрированные специально к выставке (их отличительная особенность в том, что произведения такого внушительного размера – 230х300 см – выполнены клеевыми красками на бумаге).
Огромный интерес представляют и фрагменты росписи Помпейского зала дачи А. П. Брюллова в Павловске работы И. Дроллингера (по эскизам А. П. Брюллова) 1837-1839 гг. Дача сохранилась до сих пор, но роспись была вырезана со стен в 1930-е гг. и в 1939 г. в виде фрагментов пос- тупила в музей в дар от потомков Брюллова. Творчество брата Александра Брюллова – «великого Карла» прекрасно характеризует замечательный портрет итальянской певицы Фанни Персиани, гастролировавшей в Петербурге.
Из богатейшего фонда архитектуры впервые экспонируются проекты Королевской часовни в Мюнхене (1824г.) архитектора Л. Кленце ( по проекту которого в Петербурге был возведен Новый Эрмитаж ). Другой немецкий зодчий и инженер В. фон Треттер, по чертежам которого в Петербурге в начале 1820-х гг. сооружены Банковский. Львиный, Почтамтский, Пантелеймоновский и Египетский мосты, - представлен неосуществленным проектом ограды Летнего сада с тремя триумфальными воротами. Из уникальной коллекции моделей – деревянный макет Благовещенской церкви лейб-гвардии Конного полка (по проекту К. А. Тона), модели дворцового комплекса Альгамбра близ Гренады П. К. Нотбека из гипса; бронзовая модель лютеранской церкви св. Петра на Невском проспекте (сооруженной в 1830-х гг. по проекту А. П. Брюллова в Петербурге), выполненая к Всемирной выставке в Париже в 1867 г.
Выставка, завершающая год Германии в России, отдает дань немецким мастерам, посвятившим себя подготовке молодых русских художников в стенах единственного высшего художественного учебного заведения в России, а также архитекторам, внесшим большой вклад в развитие русского зодчества второй половины 19в. и во многом определивших облик Санкт-Петербурга.
версия для печати