Выставка произведений Юрия Копейко и Галины Макавеева «Жизнь, где случается все» в Выставочных залах РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 02.03.2004 - 28.03.2004

Недавно в залах Академии художеств была показана выставка двух талантливых художников-графиков: Юрия Копейко и Галины Макавеевой. Выставка содержательная, не повторяющая прошлых достижений. Работы Юрия Копейко и Галины Макавеевой оригинальны, свежи, задушевны. Они дышат достоинством и силой. Юрий Копейко окончил Полиграфический институт, слушал лекции Фаворского, воспринял заветы Андрея Гончарова, много работал в книге. Делал иллюстрации к Л. Толстому, А. Куприну, С. Маршаку, Ч. Айтматову. В «Детгизе» Копейко оформлял книгу Ю. Гагарина «Дорога в космос», делал книги о Титове и Николаеве. Тогда у художника возник стойкий интерес к космической теме. Это был живой человеческий интерес, а не праздное любопытство художника, осваивающего тему практически. Для Юрия Копейко важна не тема сама по себе, а знание о ней, изучение, добросовестное вживание. Он стал академиком Российской Академии художеств, народным художником России, получал десятки премий и дипломов. «Центр Бобур», все работы Иерусалимского цикла, пейзажи «Туманное утро», «Серый день», «Разлив на Оке», «Галилейское море» открывают перед нами новый облик художника, владеющего большой формой и монументальной выразительностью. С годами Юрий Копейко открыл для себя собственное видение природы и нашел новую выразительность. «С возрастом я обрел свободу, делаю что хочу, ни от кого не зависим», - говорит Юрий Копейко. Это не просто красивая фраза. Это смысл жизни художника. Его судьба. И его счастье. Простота новых работ художника - не вершина, а фундамент. Он упорно шел к этой простоте - выразительной и глубокой. На протяжении десяти лет Галина Макавеева работала главным художником журнала «Мурзилка», за это же время она проиллюстрировала более шестидесяти детских книг. Активно участвовала во многих выставках-биеннале в Барселоне, в Болонье, в Братиславе, в Брно, на острове Маврикий, в Голландии. В 1983 году ей присуждена премия «Лучшая работа по графике», в 1993 году награждена Серебряной медалью Российской Академии художеств за цикл станковых работ. Получив отличную профессиональную школу в Полиграфическом институте - у Гончарова, Чекмазова, Захарова, Галина, продолжала упорно и вдумчиво работать. Я видел ее книжки, ее отдельные станковые работы на выставках, но цельного представления о ней до этой академической выставки у меня не было. То, что я увидел в макавеевской акварели, пастели, масляной живописи, было для меня настоящим открытием. Так неожиданно раскрывается перед тобой художник, которого ты, вроде бы, давно знал и в то же время видишь будто впервые. Не так часто это бывает. Работы Галины Макавеевой привлекают своей бесхитростностью, светоносностью. Точное и достоверное воспроизведение - потребность художницы. Конечно, в каждый мотив Макавеева привносит от себя стилевую определенность, своеобразную пластику, доведенные до знака и формулы ритмику и конструктивность. У Макавеевой есть определенная перекличка с мастерами русского авангарда. Это отметил Май Митурич, усмотрев в работах Макавеевой «традицию, восходящую к пластическим откровениям авангарда начала века». У художницы замечательная зрительная память - она запоминает формальные моменты: опираясь на конструкцию, тон и цвет воссоздает потом увиденное как бы заново. И это макавеевское воспроизведение обладает новизной, острой формой, чувственной осязательностью. «Мне интересны попытки логических построений в искусстве, но я чувствую, что здесь подстерегает меня опасность, и уклоняюсь от следования какой-то определенной системе. Поэтому у меня нет постоянных привязанностей в искусстве. Мне нравятся очень многие художники, как в прошлом, так и в настоящем... Мои учителя - природа и жизнь, где случается все и в бесконечных вариациях», - так определяет сама художница свое творческое кредо. Я давно знаком с Копейко и Макавеевой, но для меня их новые работы оказались радостным открытием. Григорий Анисимов

Журнал "ДИ" 4, 2004



Возврат к списку

версия для печати