Академики на выставке «Россия-X» в ЦДХ

 

Другие выставочные залы


Место проведения: ЦДХ (ул. Крымский Вал, 10)
Сроки проведения: 28.01.2004 - 28.02.2004

В Центральном Доме художников 28 января 2004 года при большом стечении публики открылась X Всероссийская художественная выставка Союза художников России, в экспозицию которой вошли произведения почти двух тысяч художников и народных мастеров из всех регионов страны. «Россия-X» организовывалась как очередной смотр пятилетних достижений членов Союза художников России в преддверии IX съезда СХР, но по масштабу, характеру, месту в общей картине текущего художественного процесса она далеко вышла за строго ограниченные рамки внутрицехового дела крупнейшего национального творческого союза. В этой выставке оказалось любопытно и поучительно все: основная тема и характер ее раскрытия, принципы экспозиции и состав участников, время проведения и сопровождающие выставку мероприятия. «Россия-X» дает богатейший материал для анализа художественной, даже шире, общекультурной ситуации на просторах нашего Отечества. К тому же, около 5 тысяч произведений со всех концов России сами по себе заслуживают подробного исследования, а приходившие смотреть их толпы зрителей - это повод для широких обобщений. Не претендуя на это, коснемся только одного аспекта «России-X» - места и роли представленных на ней произведений академиков в формировании стиля экспозициии и образа отечественного искусства последних лет. Во вступительном слове к каталогу «Россия-X» председатель Союза художников России В.М. Сидоров, сам академик и член Президиума РАХ, пишет: «Нельзя не отметить роль Российской Академии художеств, члены которой представили свои произведения последних лет на данной выставке, а также роль ее художественных институтов, из стен которых вышли мастера, выступающие сегодня на равных с мастерами, уже признанными». Роль Академии в сохранении традиций крепкого академического образования трудно переоценить. Конечно же, академические институты, школы и лицеи при них, мастер-классы имели и имеют решающее значение в поддержании на традиционно высоком уровне подготовки художников всех видов и жанров изобразительного искусства для всей России. Разъезжаясь по всем городам и республикам поколение за поколением выучеников академической школы несет профессиональную культуру во все уголки страны - от Санкт-Петербурга до Камчатки. И как бы далеко ни ушли потом от академических основ индивидуальные творческие поиски авторов, всегда различима исходная точка общего профессионального языка. Эти общие корни легко просматриваются в пестром разнообразии произведений, составляющих экспозицию «Россия-X». Но эти соображения касаются всех больших российских выставок. А вот что действительно отличает нынешнюю Всероссийскую выставку от предыдущих аналогичных, так это совершенно органичное вхождение произведений выдающихся художников-академиков в общую экспозиционную ткань. И тому есть свои причины. Прежде всего бросается в глаза гораздо большее чем обычно стилистическое разнообразие представленных на выставке произведений. Разумеется, учитывая принципы Российского Союза художников, решительно радикальных авангардистских работ на ней нет. Но в рамках очень широко и вольно понимаемых реалистических традиций все сколько-нибудь заметное и талантливое не отсекалось в угоду узкой тенденции, но даже отыскивалось и приветствовалось. Фундаментальные ценности, настойчиво отстаиваемые и пропагандируемые Союзом художников России, диктовали выбор и на выставке «Россия-X». Это и религиозное чувство как глубинная основа творчества, это и множественность культурных форм как естественное следствие многонационального и многоконфессионального характера российского общества, это и привязанность к родимой земле как неотъемлемая часть национального характера. В принципе, вполне понятная и продуктивная позиция, если она не диктуется конъюнктурой и допускает, что и Россию и отеческую культуру каждый вправе любить по-своему. Если посмотреть под этим углом зрения на корпус произведений членов Российской Академии художеств, представленный в экспозиции, то видно, какое достоинство их участие придало «России-X», насколько повысило ее тональный настрой. И первым по праву стоит З.К. Церетели не только потому, что он - признанный лидер, глава Академии, но и поскольку именно его яркими, современными, запоминающимися картинами открывается живописный раздел выставки. Два полотна из серии «Иерусалим» и композиция «Дядя Буба. В гости с бурдюком» - монументальные, с мощной пластикой и присущим живописи З.К. Церетели ощущением доброй силы стали камертоном «Россия-X». В ином роде, но столь же мощно прозвучали картины классика живописи Т.Т. Салахова «Варвара с письмом» и натюрморты, благородная простота которых не может не восхищать. Очарование картин Е.И. Зверькова, вполне традиционных по манере, захватывает в плен и не отпускает. Художник экспонировал пейзажи «Тихая заводь» и «Новая лодка», красивые, прекрасно построенные, великолепно написанные и истинно душевные. Жанр пейзажа любим и художниками, и публикой. Он отрывает широкие возможности и для авторского самовыражения, и для художественного исследования мира.
Три пейзажа представил зрителю В.М. Сидоров: «Поле в цвету», «Мороз и солнце», «Святая гора». В.М. Сидоров - человек увлеченный природой России, ее традициями и культурой, важнее этого для него ничего нет. Его пейзажи просты и гармоничны, как земля, которая их вдохновила, многослойны и богаты, как русская душа, которую знает Валентин Михайлович. Маленькие акварельные элегии А.Д. Шмаринова «Зеленая весна» и «Зимний вечер» созданы во славу русской природы. Д.Д. Жилинский, ученик В. Фаворского и Н. Чернышева, поклонник Возрождения и в жизни, и в творчестве настоящий аристократ духа. Триптих Д.Д. Жилинского «Ангел летит» и две композиции «Цветы Армении» - воплощение его безукоризненного мастерства и вкуса. В монументальном разделе выставки поселились удивительные по своей метафорической глубине и редкой музыкальности формы три композиции М.П. Митурича из серии «По мотивам Петра Митурича». Эта серия открывает в нем философа, ее гармония цвета и линий наполнена тайнами бытия. Скульптура академиков открывается на выставке работой ушедшего от нас в 2003 году Л.Е. Кербеля «Адмирал П.С. Нахимов». Его работа сразу задает уровень скульптурному разделу. Прекрасной и очень разной скульптуры на выставке было немало. Две крупные портретные композиции представил академик А.А. Бичуков: «А.С. Пушкин» и «А.А. Пластов». Пластика портретов работы А.А. Бичукова по обыкновению сдержана, выверена и лишена формальной мишуры. Монументальность и суровая сила присуща скульптуре Ю.П. Ишханова, академика живущего в Сибире и сибиряка по духу. Его «Портрет художника В.Рогаля» обладает мощной монументальной выразительностью. А.И. Рукавишников - один из лидеров современного русского искусства, остроумный изобретатель парадоксальных образов. Любой его памятник - событие. Такова и его композиция «Женщина, богиня, лодка» на «России-X». Раздел декорационного искусства театра и кино - традиционно очень интересный на всех общероссийских выставках. Что и не удивительно, если учесть многолетнее лидерство театра в нашем искусстве, чрезвычайную одаренность и европейскую культуру театральных художников. Лидер здесь, бесспорно, академик Б.А. Мессерер. Он классик и новатор одновременно. Прекрасные эскизы декораций к балету Д.Д. Шостаковича «Светлый ручей» - одно из самых сильных впечатлений «России-X». Иной характер творчества у выдающегося мастера театрально-декорационного искусства академика М.М. Курилко-Рюмина. Его макеты декораций к спектаклям - сами по себе законченные произведения высокого вкуса. Превосходный макет декораций к опере Р. Вагнера «Тангейзер» хочется рассматривать и рассматривать. В прикладном разделе царствуют керамика и стекло. В 1980-е годы XX века целая группа талантливых авторов начала осваивать новые формы так называемого «студийного» стекла. Среди этих замечательных художников выделялась творческой смелостью и тонким чувством материала Л.И. Савельева. Теперь художница стала академиком-секретарем отделения прикладного искусства РАХ. Одухотворенные портреты из декоративного стекла «А.С. Пушкин», «М.Ю. Лермонтов» и др. как бы излучают таинственный свет, знак присутствия души в холодном материале. О работах академиков на «России-X» можно рассказывать и рассказывать. Хотелось бы упомянуть о блестящих пейзажах А.Н. Осипова (Якутск) и П.П. Оссовского (Москва), классических картинах С. и А. Ткачевых (Московская область) и остром натюрморте Г.М. Коржева (Москва), выразительной скульптуре А.Н. Бурганова, замечательных гуашах Н.Л. Воронкова и акварелях О.М. Савостюка, чудесной графической серии Р.И. Яушева, волшебных декорациях С.А. Алимова, фантазиях из оптического стекла О.А. Победовой и керамике Р.М. Цузмер, портретах М. Мусорского работы В.Х. Думаняна и В.И. Сурикова, М.В. Переяславца, о Б.А. Успенском и В.Г. Харлове, о А.В. Учаеве и, конечно, о классике отечественной скульптуры Н.Б. Никогосяне и великом мастере живописи В.И. Иванове. А на выставке были еще и труды последних лет ведущих искусствоведов академиков В.В. Ванслова, В.М. Полевого, Д.О. Швидковского. В «России-X» участвовало около 50 академиков и членов-корреспондентов РАХ. Заслуга современной Академии в ее открытости любым серьезным творческим исканиям, будь то проверенные пути русской реалистической школы, будь то непроторенные дороги экспериментального искусства новаторов. Российская Академия художеств, вбирает в себя все лучшее и талантливое, освящает своим авторитетом все самое плодотворное в многообразной жизни изобразительного искусства. Именно поэтому, академики весомо присутствуют на Всероссийской художественной выставке Союза художников России «Россия-X». Наталья Аникина

Журнал "ДИ" 2, 2004



Возврат к списку

версия для печати