Выставка «Франсиско Гойя / Сальвадор Дали. Сны разума» в Российской академии художеств

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 22.12.2004 - 01.03.2005

Российская академия художеств, Московский музей современного искусства, Галерея Боттингерхаус (Бамберг, Германия) представляют выставку «Франсиско Гойя / Сальвадор Дали. Сны разума». 

2004 год объявлен ЮНЕСКО годом Сальвадора Дали. В завершение программы чествования великого художника во всем мире, Российская академия художеств открывает выставку произведений Сальвадора Дали по мотивам графического цикла Франсиско Гойи «Капричос». Экспозиция включает 80 литографий Дали и 80 офортов Гойи. Выставка в Российской академии художеств представляет последнюю крупную графическую серию Сальвадора Дали. Несмотря на широкую известность Дали в России, эта серия литографий никогда раннее в нашей стране не выставлялась. Серия «Капричос» была создана Гойей в 1793-1799 годах. Она выразила отношение художника, находящегося под влиянием идей французского Просвещения, к морали, нравам и общественным установлениям современной ему Испании. Офорты Гойи - причудливое соединение жизненных реалий и образов, рожденных его художническим гением. Эта серия стала одной из самых больших загадок в мировом художественном наследии и пребывает в центре внимания исследователей уже 200 лет. Посвященные ей комментарии насчитывают тысячи страниц. «Сны разума рождают чудовищ» - это истина, сформулированная Гойей в XVIII веке в названии одной из работ его серии «Капричос», не только не утратила, но приумножила свою актуальность в ХХ веке. Сегодня эта истина звучит как цитата из текстов сюрреалистов 1920-х - 1940-х годов. Способен ли разум человека адекватно воспринять реальность цивилизации? Что есть реальность: порождение разума или сон о ней? Не является ли подсознание последним прибежищем истины? Крупнейший представитель сюрреализма обратился к серии Гойи на последнем этапе своего творческого пути, в 1977 году, за семь лет до ухода из общества - последнего появления на публике, за двенадцать лет до ухода из жизни. Дали перенес композиции всех офортов Гойи в свои литографии, насытил их цветом, ввел свои знаки, пронизывающие все его предыдущее творчество, дал новым композициям новые имена. Добавил к загадке Гойи загадку Дали. Стал хранителем «Сна разума» ХХ века. Представление графики двух великих испанских мастеров в залах Российской академии художеств в Москве открывает новую выставочную программу Российской академии художеств, приуроченную к празднованию 250-летия Академии. 22 декабря в рамках показа выставки Институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств проводит научную конференцию «Сальвадор Дали и художественная культура ХХ века».

Франсиско Хосе де
Гойя (1746-1828), испанский художник. Творчество Гойи отличают смелое новаторство, страстная эмоциональность, фантазия, острые характеристики, социально направленный гротеск. На протяжении своей жизни художник создавал картины и портреты, картоны для королевской шпалерной мастерской, росписи, графику. Гойя прославился как мастер офорта; ему принадлежат такие циклы, как «Капричос» (1793-1799), «Бедствия войны» (1808-1820), «Тавромахия» (1816) и другие.
Сальвадор Фелите Хасинто Дали, Маркиз де Пубол (1904-1989), испанский художник, поэт, теоретик искусства. Жил в Испании, Франции и США. Представитель сюрреализма . Дали изображал свои фантазии как виртуальный, абсолютно достоверный мир, «тайный сад», куда художник приоткрывает дверцу перед зрителем. В поздние годы активно занимался печатной графикой. Создал литографические циклы к «Божественной комедии» Данте, «Потерянному раю» Мильтона, «Искусству любви» Овидия. Последний в этом ряду - цикл «Капричос» (1977), по мотивам офортов Ф. Гойи.









версия для печати