Выставка произведений Альбины Акритас в Российской академии художеств.

 

Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)


Дата проведения: 02.11.2004. - 21.11.2004.
Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)

Российская Академия художеств представляет выставку произведений действительного члена Российской Академии художеств, народного художника РФ Альбины Георгиевны Акритас.

Выставка, приуроченная к 50-летию творческой деятельности и 70-летию художника, носит ретроспективный характер. В экспозиции представлено много новых работ, созданных за последнее время, что дает возможность почувствовать динамику творчества автора, способность к обновлению образно-пластического мышления. Главный принцип, которого А.Акритас придерживается на протяжении всей жизни - идти в искусстве только своим путем, без оглядки на модные течения или чужие вкусы. Именно поэтому она так самостоятельна и последовательна в своих творческих исканиях и пристрастиях, ее манеру невозможно спутать ни с какой другой.

Тематика произведений Акритас сложна и многогранна: художница воссоздает события легенд и мифов Древней Греции, рассказывает о жизни античных людей и мудрых богов, сюжетах на библейскую тему, но во всем этом тематическом многообразии прослеживается единая морально-этическая основа. Обращаясь к явлениям прошлого, она стремится отразить дух времени, эпохи. Способность внутренне настраиваться на своих героев, проникать в их чувства и душевный мир – одно из замечательных качеств творчества Акритас. Живописные полотна и графические серии – портреты, пейзажи, натюрморты отмечены высокой профессиональной культурой, глубокой содержательностью и удивительной пластической выразительностью.

А. Акритас родилась в Москве, затем жила и училась в Тбилиси. В 1955 г. поступила на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, который закончила в 1961 г. Ее учителями были прекрасные педагоги – Б. Угаров, В. Орешников, А. Мыльников. Талант, своеобразие творческой мысли, оригинальные находки позволили художнице вскоре достичь определенных высот в изобразительном искусстве: в 1962 году Альбина Акритас стала членом Союза художников СССР. В эти годы она уделяла серьезное внимание графике, экспериментируя в различных техниках – гравировала на линолиуме, пробовала технику сухой иглы, офорт, литографию.

С тех пор прошло много времени, и сейчас Альбина Акритас предстает как зрелый мастер, с глубоким чувством ответственности и пониманием естественных закономерностей творческого процесса.

А. Акритас – приверженец классической реалистической школы. Это не мешает ей творчески экспериментировать в технике, изыскивать средства большей выразительности образно-пластического языка.

Выставка свидетельствует о том, что творческий потенциал художника постоянно растет, активность не ослабевает, заставляя реализовывать новые замыслы и идеи. Художница как будто обрела второе дыхание, создав за довольно короткий промежуток времени целый ряд новых живописных произведений, триптихов. Кроме того, выставка дает возможность почувствовать , как изменилась тематика, стилистика, мировоззрение художницы : графические листы о Великой Отечественной войне – «1941 год» , выполненные в темной, суровой манере сменились светлыми, ясными, трепетными произведениями, посвященными Греции, Человеку, Природе.

Знакомство с Грецией, с которой Акритас связывает ее происхождение, многое изменило в мыслях и чувствах автор, открыло сознанию иные сферы, миры ритмов, интонаций, вечные законы красоты и гармонии. Часто бывая в этой стране, она ощущает себя легко и естественно, поэтому такой жизненной убедительностью и светом наполнены пейзажи, жанровые картины, навеянные историей Греции.

А.Акритас неустанно восхищается красотой обнаженного тела человека. «Для меня обнаженное человеческое тело – музыка. Оно идеально сгармонировано, бесконечно разнообразно в своих движениях, великолепно по пропорциям и цвету. Словом, создано по образу и подобию нашего Творца», - говорит Акритас. Несомненно, обратит на себя внимание целый ряд живописных работ, в которых чувствуется восхищение красотой обнаженной модели. Графические серии обнаженных – серебристые, охристые, бронзовые с вкраплениями лазури и бирюзы сравнимы с музыкальными вариациями.

На выставке представлена часть работ известной пушкинской серии, состоящей из 30 листов – «Дон Гуан», «Пиковая дама», выполненные в смешанной технике: это и пастель, и гуашь, и масло, и коллаж.

Одной из самых значительных работ Акритас считает настенные росписи «История Психеи» в Белом зале Российской академии художеств, стены которого более полувека назад были декорированы работами Мориса Дени на эту же тему. Работа над росписями заняла у художника около более трех лет напряженного труда. «Историей Психеи» автор была очарована давно, и время не умалило привлекательности этой мудрой, светлой античной притчи. 7 уникальных больших панно, отмеченных удивительно точно найденным композиционным строем и колористическим решением, украшают сейчас Белый зал академии и являются органичной частью его архитектоники. Примечательно, что краски она готовила вручную, по цеховым рецептам старых мастеров.

Из числа новых работ на выставке можно отметить работы на библейские и античные темы – триптих «Богоматерь с младенцем», «Христос и грешница», «Возвращение блудного сына», «Похищение Европы», «Философы», «Античный хор», «Гермес и Майя», а также произведения, обращенные к современности, натюрморты и пейзажи, такие как «Цветы и фрукты», «Натюрморт с медной посудой и тканью», «Портрет Оксаны», «Обнаженная», серия работ, посвященных Испании. Тема танца, пластика движения отражена в таких работах как «Девушки с бубнами», «Танец» и др. Обращают на себя внимание постоянные поиски мастера в плане достижения большей обобщенности художественных образов, усложнения живописной фактуры, придания ей большей экспрессии. В результате этого станковые работы приобретают более выраженное монументальное звучание. К числу подобных можно отнести два ветхозаветных триптиха: «Триптих 1» («Добрый самаритянин», «Самсон и Далила», «Суд Соломона») и «Триптих 2» («Суламифь», «Давид», Саломея перед Иродом»).

В экспозиции представлены также и портреты – «Портрет Олега Огурцова», «Подруги», «Дама в зеленом», «Портрет Марины», «Портрет студентки» и др.

Отличительной особенностью творчества Акритас является то, что живопись и графика тесно взаимосвязаны. Часто станковая живопись переходит в монументальную, а графика – в живопись. «Когда ставишь себе задачу, когда возникает замысел, тогда начинаешь искать форму, материал, в которой воплощаешь задуманный сюжет». Такое проникновение одного вида искусства в другой - не что иное, как один из вариантов решения проблемы синтеза искусств, когда произведения находятся в постоянном диалоге друг с другом.

Творчество Альбины Акритас широко известно ценителям искусства в России и за рубежом. Ее работы приобретены многими отечественными галереями и музеями, в числе которых Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Московский музей современного искусства находятся в зарубежных галереях и частных коллекциях – галерее Эдмонда Розенфельда « Les Oreades» в Париже, Марии Шереметьевой в Бостоне, Сэма Дэвидсона в Сиэтле, Отто Хайнца в Вене и др. Произведения Акритас неоднократно экспонировались на выставках как в нашей стране, так и в странах Европы, в США, Японии.

Нельзя не сказать еще об одной грани таланта А. Акритас: она является автором нескольких сборников стихов, последней из которых является «Калейдоскоп», посвященный 200-летнему юбилею А. С. Пушкина.

Выставка демонстрирует, что в настоящее время Альбина Акритас много и увлеченно работает. Эта неукротимая тяга к творчеству как нельзя лучше характеризует ее удивительно цельную и гармоничную, многогранно одаренную натуру.




Возврат к списку

версия для печати