Выставка «Императорский Санкт-Петербург: от Петра Великого до Екатерины II» в Монако

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 17 июля -12 сентября 2004 года
Место проведения: Espace Ravel, Монако

Выставка «Императорский Санкт-Петербург от Петра Великого до Екатерины II» организована Форумом Гримальди Монако. В ней участвуют всего два российских музея - Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств и Государственный Эрмитаж. 
Около 450 экспонатов охватывают период с 1703 года, когда Петр I основал Санкт-Петербург, до года смерти Екатерины II. В начале посетитель попадает в совершенно темный зал, в котором высвечен силуэт Петропавловской крепости, а для большей убедительности антуража на полу насыпан снег (или песок). В следующем помещении экспозиция построена на предметах, характеризующих допетровскую Русь, осмотр которых проходит под церковное песнопение. Большое внимание уделено личности Петра Великого, его занятиям и увлечениям - реконструирован его рабочий кабинет с различными инструментами, астрономическими приборами. Екатерину II, правившую в эпоху Просвещения, переписывавшуюся с Дидро и Вольтером, организаторы выставки показали через произведения искусства, которые она собрала в Эрмитаже, скупая в Европе целые художественные коллекции. Из Петербурга привезены не только картины, гравюры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, карета, церковная утварь, медали - но и уникальные проектные деревянные модели шедевров зодчества - Смольного монастыря, возведенного по проекту Ф. Б. Растрелли; Исаакиевского собора, задуманного Антонио Ринальди, но до конца не осуществленного (на его фундаменте позднее О. Монферраном сооружен нынешний Исаакиевский собор); фрагмента западного фасада Михайловского замка с интерьером церкви по проекту В. Бренны. Эти три модели, ставшие композиционным и смысловым центром экспозиции, а также гравюры с изображением видов города по рисункам М. И. Махаева, предоставил Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств. Дизайнер выставки придумал оригинальное решение - модели стоят в одном огромном зале на постаментах разной высоты, создавая ощущение островов посреди водного пространства; и если Смольный монастырь, находящийся вровень с полом, зритель имеет возможность рассмотреть с высоты птичьего полета, то два других макета поставлены на уровнь человеческого роста, что позволяет рассмотреть детали тончайшей росписи и скульптурного оформления интерьеров церкви Михайловского замка и Исаакиевского собора. В этом же зале на гигантском экране демонстрируется слайд фильм со старинными видами столицы Российской империи.
На инаугурации 16 июля присутствовал наследный принц Альберт, открывавший выставку. В честь российской делегации, в которую входили: директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский, президент Российской Академии художеств З. К. Церетели, и. о. директора Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств В. - И. Т. Богдан, директор Государственного музея-заповедника Царское Село И. П. Саутов, зам. Директора по научной работе Государственного Эрмитажа, Главный Герольдмейстер России Г. В. Виллинбахов, почетный консул княжества Монако на Северо-Западе Н. В. Орлов, делегация от Российской Академии художеств - был дан обед в резиденции премьер-министра Монако Патрика Леклерка.
16 июля 2004 года в присутствии фотокорреспондентов президент Российской академии художеств З. К. Церетели торжественно вручил Генеральному директору Форума Гримальди Монако госпоже Сильви Бьянкери диплом почетного члена «Клуба Друзей Музея Академии художеств».
16, 17 и 18 июля 2014 года в рамках официальной культурной программы состоялись гастроли балетной труппы Мариинского театра. Выставка пользуется большим успехом у зрителей - в первые три дня был побит рекорд посещаемости. 

Управление информации и рекламы РАХ






версия для печати