Выставка мастеров карикатуры «От и До…» в РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения:Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 30.03.2004 - 18.04.2004


Выставка произведений мастеров карикатуры «От и до…» является творческим отчетом созданной два года назад в Российской академии художеств секции искусства карикатуры, которую возглавляет выдающийся сатирик Борис Ефимович Ефимов. В России зарождение этого вида искусства начиналось в 17 веке с русских сатирических «народных картинок» (лубков). В 19 веке из лубка в карикатуру пришли иносказания, сатирические сцены – аллегории, собирательные понятия, представленные в виде конкретных персонажей. Одним из самых емких сатирических средств стал портрет – шарж. В дальнейшем карикатура всегда шла в ногу со временем, точно и беспощадно языком сатиры, юмора и гротеска фиксируя на бумаге его характерные черты и приметы. Двадцатое столетие стало «золотым веком» карикатуры: этот жанр расцветает именно в периоды крупных общественных и политических конфликтов. Отражая всю сложность происходящих в России процессов, она была составной частью различных видов агитационно – массового искусства. В 1930-е – 1940-е годы сыграла важную роль в борьбе с фашизмом. В экспозиции выставки представлены серии военных сатирических рисунков, созданные патриархом этого жанра Борисом Ефимовичем Ефимовым. Беспощадные политические карикатуры времен Великой Отечественной войны и «холодной войны», они зло и едко разоблачали милитаризм и гонку вооружений. Примечательно, что на этой выставке ВПЕРВЫЕ экпонируются живописные полотна знаменитых Кукрыниксов (псевдоним творческого коллектива художников: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович), созданные в 1936 – 1937 годах.. Долгое время эти большие, написанные с подлинной монументальной силой картины находились в помещении журнала «Крокодил», и только сейчас усилиями секции карикатуры Российской академии художеств они обрели новую жизнь. Дон-Кихот и Санчо – Панса, Остап Бендер, Чичиков, Собакевич, Хлестаков, чеховский «человек в футляре» и др. являют собой «остроумную», полную метких наблюдений, выстроенную композиционно с большой фантазией и изобретательностью, галерею сатирических и комических литературных персонажей. Убедительно и объемно они «представляют» свое время и свою историческую эпоху. Эти работы свидетельствуют не только о блестящем сатирическом даре, но и о полнокровном живописном мастерстве признанных академиков. На примере нескольких ярких представителей этого многопланового вида искусства выставка показывает вехи развития карикатуры от 1-ой половины ХХ века до наших дней, от сатиры до юмора, от живописи до станковой графики. Известный живописец и скульптор, один из лидеров неофициального искусства в 80-е годы, участник многих выставок художников – нонконформистов, ныне – академик Эдуард Дробицкий совершает в своем творчестве неординарные и острые открытия, обескураживает зрителя проницательностью видения парадоксов нашего времени, афористичностью и гротескностью образных приемов. Он мастерски пользуется приемами карикатуры в плакате, достигая выразительного эффекта в создании емкого, насыщенного ассоциациями образа (плакаты к спектаклям: «Борис Годунов», «Коварство и любовь», «Дон Жуан» и др.). В конце 1960-х – начале 70-х годов в карикатуре возникло философское направление, в жанре которого успешно работает Игорь Смирнов. Художник не навязывает своего мнения зрителю, он лишь дает пищу для размышлений. В отличие от традиционной карикатуры с ее стремлением высмеять, рассмешить, проблемная карикатура стремится обнажить и показать корни явления, его основные черты, обозначить самые болевые точки нашего бытия. По словам художника, карикатурист ставит «диагностику общества». Философская линия в карикатуре очень важна для понимания процессов, которые происходят в этом виде искусства сегодня. Неординарные и острые решения, гротеск и метафора, и. главное, независимость суждений о власти и обществе – качества, присущие современной карикатуре. Владимир Мочалов предельно конкретен, на выставке он показывает шаржи на современных политических деятелей и деятелей культуры. В них есть и острота, и злободневность, и «узнаваемость» известных персон через заострение их характерных черт и выражение своего отношения к ним. Виктор Чижиков, известный детский художник, создатель образа веселого и доброго Медвежонка, талисмана Московских олимпийских игр 1980 года, представлен разнопланово: это и дружеские шаржи, и серии юмористических рисунков: «Коты» и «Великие за партой». В последние десятилетия искусство карикатуры вышло на новый виток развития и начинает активно возрождаться. Возникла настоятельная необходимость создания первого в России Музея карикатуры, активно поддержанная Президентом Российской академии художеств З.К.Церетели. Российские карикатуристы признаны во всех странах мира, где проходили международные конкурсы и выставки. Не поддается точному подсчету общее количество дипломов, медалей, призов, полученных ими. Во многих странах мира есть музеи карикатуры. Президент Российской академии художеств З.К.Церетели поддержал идею создания и в России первого музея карикатуры. Тем более, что в последние десятилетия это искусство начинает возрождаться.



Возврат к списку

версия для печати