Выставка «Гармония и хаос цветомузыки Андрея Мыльникова» в Российской академии художеств

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Сроки проведения: 24.02.2004-14.03.2004
Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)

Выставка работ Андрея Андреевича Мыльникова, приурочена к 85-летию художника. Экспозиция в Москве лишь своеобразный эпизод - главное действо происходит в Санкт-Петербурге, где развернулась масштабная персональная выставка мастера. Как и в северной столице, куда приехали поздравить юбиляра многие друзья - сегодня академики, известные художники, так и в Москве, открытие собрало целый букет имен – З.Церетели, Е.Зверьков, А.Бичуков, М.Курилко-Рюмин, Э.Дробицкий, Е.Максимов, А.Акритас (в прошлом ученица Андрея Андреевича). И это еще не полный список выступавших, который может с легкостью заполнить весь объем статьи. «Московские» поздравления принимала дочь художника – Вера Мыльникова, художница, уверенно идущая по стопам отца, сегодня она – член-корреспондент РАХ. 
Имя Андрея Андреевича Мыльникова олицетворяет изобразительное искусство России второй половины ХХ века и давно вписано в его историю. Многочисленные звания и награды художника – объем тождественный количеству поздравлений, потому его мы тоже оставим энциклопедическим изданиям. Более 50 лет отдал мастер педагогической деятельности. Есть угроза сбиться со счету, скольких выпустила в художественную жизнь мастерская монументальной живописи Мыльникова. Дипломы, выполненные под руководством мастера, всегда отличает особая выразительность – в строгости и лаконичности композиции, монументальности решения образов, драматической игре света и тени. Даже в обращении к остро-социальной злободневной теме перед нами предстают частные явления, факты, трактованные однако, во вселенском масштабе. В этом ученики неизбежно похожи на своего учителя.
Монументальные произведения и классическая станковая картина, бодрость духа и трагедийность человеческого бытия раскрылись в разных вехах творчества мастера. Камерная экспозиция галереи искусств, по существу представившая лишь несколько значительных работ художника и множество эскизов, тем не менее на редкость удачно и по своему содержательно демонстрирует срез творчества Мыльникова. Сочетание гармонии и хаоса, ярости и спокойствия – суть творчества мастера, умеющего превращать события окружающей жизни в емкие символы. Именно по такому принципу выстроена экспозиция – бушующие страсти знаменитого триптиха «Испания» и выступающие ему контрастом работы «Тишина», «Сон: Верочка». Собственно, остальные работы - своеобразный аккомпанемент этим мощным, программным произведениям мастера. Воспользоваться музыкальные термины тянет не с проста. Сложная структура ритмов композиции, полифония цветовых отношений творчества Мыльникова действительно сопоставимы с музыкальными произведениями, а нынешняя экспозиция невольно вызывает ассоциации, например с девятой симфонией Л.Бетховена, состоящий из особого контраста пасторальной тишины и глубокой трагедии. В пространстве выставочного зала зрителю если и придется отдохнуть у пейзажа, то лишь до тех пор, пока он не подступит к триптиху, терзающему воображение и требующему эмоциональной отдачи. Триптих «Испания» - одна из вершин творчества Мыльникова. Трагедийные аккорды острых ритмов композиционного решения и драматургии цвета, его напряженность раскрывают пафос философских притч художника. «Коррида», «Распятие», «Смерть Гарсиа Лорки» - это жизнь человека в широком понимании, это поиск «момента истины», снова и снова возникающий вопрос: «Что есть истина?». Смелость, жестокость, предательство, страдание, смерть, самопожертвование, любовь, вера – можно продолжать и продолжать, однако эти мысли, чувства, состояния окажутся вечными, а образы триптиха превращены мастером в их емкие символы. В работах Мыльникова, как в произведениях подлинного художника главное значение состоит не в теме, как в литературном материале, а в пластическом воплощении, в том насколько изобразительный материал эмоционально воздействует на зрителя. А воздействие картин художника безусловно – его работы не оставят вас равнодушными. Даже если вы ненавидите корриду, не разделяете постулатов христианской веры, не знакомы с произведениями Гарсиа Лорки. Возможно, именно в этом их вневременная значимость. Кажется, что сам художник всегда стремился быть не современным, а «со временем», стремился найти образ времени, как неделимого на прошлое, настоящее и будущее пространства. Потому многие жанровые композиции приобретают черты философского обобщения, становятся носителями вечных ценностей («Тишина»). Образ женщины, особая, удивительно чуткая и поэтичная страница творчества художника, отождествляется с символом мира, материнства, гармонии («Сон: Верочка»), утверждает глубокую позитивность и в мажорном, порой декоративном ликовании бодрых красок становится единственной светлой надеждой, непоколебимой силой в жизненном хаосе страстей. Тонкость поэтического восприятия и гармония колорита раскрывается в галерее портретов, большинство из которых, лиричные женские образы.
Пейзажи и натюрморты Мыльникова, своеобразный «отдых» от эмоционального накала, частого состояния его работ. Всегда присущая искусству художника монументальность, величественность образов не миновала и картины природы, которые выражают гармонию и спокойствие, с годами обретя художественную обобщенность, изысканную стилизацию формы. Особое эстетическое восприятие действительности отличает произведения мастера. Даже самые жесткие, грубые по содержанию факты, пройдя шлифовку кистью художника обретают свою эстетику, визуальную красоту. Не берусь утверждать, что это – пресловутая изысканность петербургской школы или индивидуальность мастера. Думается, и то, и другое. Нынешняя скромная выставка Мыльникова снова утверждает неоспоримое мастерство и яркий талант, который может обаять, проникнуть в душу, «взять за живое» аудиторию составляющую людей разных поколений. Наверное, именно в этом смысл вечного искусства и своеобразная награда каждому большому мастеру. Кочемасова 

Автор текста Т. Кочемасова
Управление информации и рекламы РАХ






версия для печати