Выставка произведений московских художников в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Сроки проведения: 10.02.2004-07.03.2004
Место проведения: Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)

Российская академия художеств и Московский музей современного искусства открыли выставку произведений Ольги Жилинской, Татьяны Файдыш, Елены Шаховской, Евгения Вахтангова и Андрея Диллендорфа. Участники выставки – совершенно разные, не похожие друг на друга по стилистике и творческой манере художники. Одних отличает трепетное отношение к натуре, которая сама подсказывает им тонкие поэтические образы, другие свободно экспериментируют с формой, цветом, пространством. Люди и природа, окружающая человека, защищающая его, - вот тема лирических, пронизанных светом картин Елены Шаховской. Резкие трансформации образов, преувеличения в сочетании с гротеском позволяют скульптору Андрею Диллендорфу предельно заострить эмоциональное звучание его композиций. Татьяна Файдыш поражает воображение сложными композиционными и цветовыми решениями. В ее ярких ассоциативных композициях обобщенный образ рождается из вполне реальных жизненных впечатлений. В живописи Ольги Жилинской, которая в работе опирается на натуру, присутствует естественность , достоверность и самобытное восприятие предметного мира. Свою жажду «привлечь к себе любовь пространства» Евгений Вахтангов утоляет в создании полотен, наполненных абстрактными пятнами, знаками и поэтическими метафорами. Все авторы представленных на выставке работ прошли хорошую профессиональную школу у замечательных русских мастеров: В.Рындина, Д.Жилинского, М.Иванова, М.Курилко-Рюмина, К.Тутеволь. Художников объединяет духовная близость, дружеские отношения, постоянный поиск новых средств выразительности. 
«В залах галереи искусств Зураба Церетели  открылась выставка пяти мастеров отечественного искусства представившая живопись Ольги Жилинской, Евгения Вахтангова, Татьяны Файдыш, Елены Шаховской и скульптуру Андрея Диллендорфа. Именитые гости и участники церемонии открытия- Е. Зверьков, М.Курилко-Рюмин, Д. Жилинский, И. Голицын, Е. Максимов выступили с теплыми поздравлениями. Но громких имен в залах экспозиции наблюдалось гораздо больше – З. Церетели, Т. Салахов, М. Митурич-Хлебников, Н.Никогосян, Т. Назаренко, В. Калинин, И. Лубенников и многие, многие другие. Однако, подобный пестроцвет художественного бомонда России не отвлек, как, к сожалению, частенько случается на вернисажах, внимание зрителя от самой экспозиции, которая безусловно является выразительным событием художественной жизни столицы. В поздравительном слове почти каждого участника церемонии открытия прозвучал дискуссионный вопрос – из привычного звания молодых мастеров пять художников уже давным-давно выросли и являются, что ни на есть зрелыми творцами. Хотя, наверное, для старшего поколения, столпов Академии, таких как Зверьков, Жилинский, Голицын, они всегда будут учениками, «молодым» поколением. Сошлись маститые художники и еще в одном вопросе - почти у каждого из них работы вызвали ощущение приближающейся весны, светлой, «теплой» энергии произведений, представленных в экспозиции. Это вопреки тому, что за окнами грустно смеркалось и валил снег, захвативший в плен всю столицу и напомнивший, что о весне думать не то чтобы рано, просто не уместно. Но искусству поистине подвластно волшебство – оно вдохновило говорить о весне, о весне в душе каждого человека, о том пламени, огне или огоньке, который теплится в каждом из нас в любое время года. «Весна», как символ радости жизни, полнокровного существованию без авансов и компромиссов. Когда жизнь бросает тебя в омут переживаний всех оттенков и в этой полноте ощущений скрывается подлинная большая радость бытия и восприятие нашей жизни, как великого дара. Именно таким настроением проникнута экспозиция. Между тем, каждый мастер очень индивидуален, ищет свой путь в искусстве. Выставка демонстрирует поиски художников в пространстве предметного и беспредметного искусства, фантазии и действительность облаченные в абстрактную или реальную пластическую форму. Во многом творческие эксперименты пяти художников созвучны разнородным исканиям второй половины ХХ века, но есть в них и индивидуальный почерк, свое видение мира, чуткость в его восприятии и искренность в исполнении. Однако, стоит поговорить о каждом отдельно. Живопись Ольги Жилинской расположилась в первом зале экспозиции. Творчество художницы во много близко идеалам, которые исповедуют ее отец – знаменитый живописец Дмитрий Жилинский. Картина-посвящение смерти матери «Сороковой день» или работа «Человек» по манере напоминают произведения отца, соединяя одновременно драматизм и поэтичность образов, однако в них ощущается творческое дыхание самой художницы. В работе «Белый холст» своеобразном автопортрете Жилинская словно объясняет свое творчество, как белый холст, на котором она сама будто распята. Каждая ее работа, отчасти исповедь, в них художница делится со зрителем своими эмоциями, переживаниями, радостью и болью. И насколько драматичны ее картины, выступающие в роли философских притч, настолько чисты, полны упоения красотой и гармонией ее натюрморты, такие работы, как «Роза и воробей», «Роза и лес», очаровательный розовый кот. Образуя своего рода живописный театр, работы Жилинской в хорошем смысле традиционны. Они наследуют умение большого искусства раскрывать внутренний мир и героев, и самого автора. Своеобразные «философские» интерьеры - через особую среду обитания человека стремление раскрыть его характер, показать разные состояния отличают живопись Елены Шаховской. Ее работы одновременно и конкретны, и абстрактны. Обобщенный рисунок составляет канву полотна, вступает в борьбу с мощным, энергичным цветом – художница любит насыщенные, сложные и неоднородные цвета, плотный мазок. Именно цвет в работах Шаховской создает драматургию картины, сообщает предметам интерьера событийность населяющих их персонажей. Контраст кроваво-красного и темно-синего в работе «Ужин на верстаке» дает импульс нашему воображению – ревность, страсть. Или залитый светом интерьер «Лето», словно вбирает в себя летнее буйство зелени, которая становится уже не частью сада за окном, а чудится в качестве стен комнаты. Иногда в эти мистические интерьеры возвращаются их хозяева, привнося особое настроение («Присутствие», «Автопортрет с птицами», «Семейный портрет в интерьере»). Собственно, каждая работа Шаховской и есть ее настроение, ее чувства: меланхолия, радость, страсть, боль. В произведениях Татьяны Файдыш царит абстрактное мышление, трансформирующее не только образы, но и саму форму картины, ее условные рамки («Фигура», «Зимний день»). Здесь мы снова будем говорить о настроении, о разных состояниях. А что есть искусство, как не отражение настроений художника?! Многие работы Файдыш – взаимодействие цветовой плоскости и геометрических форм, чередующих пластический «состав» между собой по композиции и колориту – таковы «Сумерки», «Поцелуй», «Разделительная полоса». Игра геометрической изобразительности, особые ритмы адресуют наше сознание к основным архетипам, тем самым устанавливают связь времени и пространства. Произведениям Евгения Вахтангова свойственно проникать в человека, подчиняя его визуальные рефлексы своим абстрактным комбинациям. Его работы передают такое же физическое ощущение, когда закрыв глаза, мы окажемся в помещении, где будет резко изменяться источник света. (Попробуйте поэкспериментировать хотя-бы на дискотеке). Удивительно, но сквозь наши закрытые глаза начинают проникать именно такие точечные орнаменты, созвучные разным настроениям. Однако, в этой ситуации мы не вольны выбирать колорит этой цветомузыки, а вот Вахтангов справляется с этим виртуозно. Холсты разных размеров усыпаны разноцветными точками, образующими орнаментальные вариации. И в общем то все. Но художнику удается создать и тему, и настроение, которое мы должны угадать. Это эмоциональные состояния-притчи («Рождество», «Зачатие»), композиции, где главное – полубессознательное ощущение («Потустороннее», «Умиротворенность», «Вакуум») или человеческие истины в особом пластическом воплощении («Прощение», «Любовь», «Надежда»), ну и взгляд на себя через призму собственной системы («Автопортрет»). Скульптурным произведениям Андрея Диллендорфа пришлось проявить определенную универсальность – его работы расположились во всех залах экспозиции, успешно взаимодействуя со своими живописными «коллегами». Мужчина и Женщина – вечная тема, камень преткновения и яблоко раздора, притягательность и отталкивающая сила заложены в их, осмелюсь утверждать, «вечных» отношениях. Женские торсы сменяют в экспозиции мужские, а некоторые залы облюбовали скульптурные пары («Мужчина и женщина», «Двое»). Степень обобщения, условность формы напоминает более чем давние времена – образы мегалитических Венер или идолов острова Пасхи. В них та же знаковость, сведение частностей, деталей формы в единый образ содержания. В то же время, работы «Женщина - пароход» или «Поющие гимн» созвучны кубистическим экспериментам ХХ века или апелляциям к архетипам в творчестве Г.Мура. В такой компании Диллендорф чувствует себя вполне уютно, раскрывает собственные идеи и фантазии, облекая их легкую эфемерную природу в тяжелую плоть. Глубокое содержание и мастерское исполнение всех произведений делает выставку, по-настоящему праздником – искренней и талантливой жизни в искусстве. В этом случае, несмотря на заснеженные дома и тротуары, мы можем смело сказать, что весна, как пример творческого состояния, уже посетила Москву», - отметила искусствовед, академик Российской академии художеств Кочемасова Т.А.

Жилинская Ольга Дмитриевна. Родилась в 1954 году. В 1977 году окончила МГХИ им.В.И.Сурикова . Член Союза художников СССР. Участвовала в российских и международных выставках. Персональные выставки состоялись в России. Работы находятся в музеях современного искусства в Москве, Сочи, в частных собраниях России, Люксембурга, Канады. Творчество Ольги Жилинской хорошо известно зрителям. Её произведения представляют художника интересного, сложного, философа и лирика, мечтателя и поэта. Полотна Жилинской, притягательные своей живописностью, композиционной интригой, отличаются содержательной глубиной, эмоциональностью, особой личностной интонацией. Художница любит и умеет работать с натуры, «в присутствии натуры», долго, внимательно, истово, подчеркивая это как принцип, как нечто определяющее авторскую индивидуальность. Произведения Ольги Жилинской насыщены ассоциациями. В ее «сочинениях на тему» традиционные жанровые формы «сосуществуют» в общей композиции, строя по воле художника единую картину мира. Окружающие человека природные стихии в созвучии буйных древесных крон, бескрайнего морского простора, бездонности небес предстают в ее работах как некий универсум, своеобразный символ мироздания. Подобные «ренессансные» реминисценции сочетаются в произведениях Жилинской с остро современным мироощущением, актуальным пониманием пространства, формы, цвета. Сюжеты многих работ художницы связаны с миром ее семьи. Он включает не просто «ближний круг» персонажей и ситуаций – близких людей, события, привычные интерьеры, вещи, виды из окна. Главное – та сфера общечеловеческих и вневременных проблем и связей, которые составляют понятие «дом» в его нематериальном аспекте. Атмосфера напряженного, самозабвенного творчества, царившая в родительском доме, семье крупных российских мастеров, Дмитрия и Нины Жилинских, исповедуемые ими высокие нравственные идеалы, культ красоты и гармонии, широкий круг творческих интересов безусловно оказали на формирование ее как личности и как художника большое влияние, ускорили самоопределение в искусстве. Собственная тема и найденный Ольгой Жилинской «орнаментальный ход», который по признанию автора «одевает и защищает мои чувства как художника и человека» делают ее произведения узнаваемыми, красивыми, живыми. Это – живописные декоративные притчи-сказки «Роза и лес», «Роза и воробьи», полные поэзии «Отцветающие цветы», «Утро, птицы, весна», тревожная «Горная река», лучезарное и таинственное «Благовещенье». В этих полотнах, сочетающих обобщенность письма и образного строя воплотились и представления о мире, и пока еще не осуществленная мечта художницы о монументальной работе.

Шаховская Елена Николаевна. Родилась в 1953 году Москве. В 1977 году окончила Московский полиграфический институт. В 1985 году вступила в Союз художников СССР. С 1978 года - участник московских, российских и международных выставок. Работы находятся в музейных собраниях России и в частных коллекциях Франции, Германии, США, Финляндии, Италии. Елена Шаховская стремится обыденную жизнь сделать не только предметом пристального наблюдения, но и предметом изображения, поэтическим образом. Люди и природа, виденная иногда лишь в окно, или окружающая человека, защищающая его, – тема картин Е. Шаховской. Окно как часть интерьера словно соединяет внутренний мир человека с миром внешним. Значительную часть сюжетов она находит в стенах собственного дома и вокруг него. В пейзажах, картинах, натюрмортах и интерьерах – сдержанная эмоциональность, гармония, тишина. За каждым, даже скромным, будничным сюжетом стоит большая внутренняя работа. В них проявляется умение художника убедительно перевести явления жизни в живописную пластику. С годами творчество художника становится более драматичным, в нем ощутим путь от романтического восприятия натуры к экспрессионизму. В работах появляется насыщенный контрастный цвет, который придает полотнам динамику и подвижность. Предельно искреннее, тонкое по настроению творчество Шаховской обращено к человеку и прежде всего к себе. Его отличает обостренное лирическое переживание, верность традициям, собственный взгляд на жизнь и искусство.

Диллендорф Андрей Евгеньевич. Родился в 1936 году в Москве. В 1957году окончил Московское художественно-промышленное училище народных промыслов. В 1963 году закончил МГХИим. В.И.Сурикова. Постоянный участник зарубежных, московских и общероссийских выставок. Произведения находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, различных музеев России, Министерства культуры и в частных собраниях в России и за рубежом. Данная экспозиция знакомит с творчеством А.Диллендорфа разных лет. В его композициях формальные эксперименты сочетаются с искренней лиричностью. Излюбленные материалы автора – бронза и гипс. Неожиданные трансформации образов, преувеличения в сочетании с гротеском позволяют заострить и углубить эмоциональное звучание образов. В произведениях: «Поющие гимн», «Аленушка», «Женщина-пароход» отражены размышления скульптора о соотношении рационального и стихийного в окружающем мире и в природе самого человека. Ясность формы в его композициях сочетается с эмоциональной напряженностью и многообразием ассоциаций. Эксперименты с объемом, пространством, фактурой позволяют выявить неожиданные грани изображаемых предметов. Образы людей часто проникнуты теплотой и грустью, как в работах: «Смотрящий», «Мужчина и женщина», «Сидящий». Обыденный мотив художник превращает в символический образ. В произведениях «Купальщица», «Двое», «Пловчиха» автор затронул лирическую тему. В его персонажах обычно отсутствуют индивидуальные черты. Скульптор намеренно подчеркивает статичность, угловатость, суровость и отстраненность, вызывающие ассоциации с искусством древности. Изображая обнаженную натуру, художник находит неожиданные грани в передаче красоты человеческой пластики, утрируя некоторые ее особенности. В своих композициях А. Диллендорф намеренно избегает излишней детализации и стремится передать образы и идеи в их первозданной чистоте. Несмотря на небольшие размеры, его произведения отличают строгость и монументальность. Ироничность и умение находить красоту и гармонию в парадоксальных контрастах и сочетаниях образов придают его творчеству созерцательную и, одновременно, шутливую ноту.

Файдыш Татьяна Андреевна. Родилась в 1955 году в Москве В 1980 году окончила МГХИ имени В.И. Сурикова В 1982 году вступила в Союз художников СССР С 1976 года - участник московских, всесоюзных и международных выставок, персональных выставок в Финляндии, Германии, Италии Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, художественных музеях Саратова, Кемерово, музее Zimmerli Art museum, Нью-Джерси, США, в частных коллекциях Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, США, Бельгии, Франции. Творчество Татьяны Файдыш отличается неожиданными композиционными решениями, изобретательностью пластических приемов, сложной игрой цветовых пространств. В ассоциативных композициях обобщенный образ рождается из вполне реальных жизненных впечатлений. Ее яркая, легкая живопись основана не на каких-то умозрительных построениях, а на подлинных человеческих чувствах и мироощущениях. В работах Т.Файдыш есть особая интонация, строгая и торжественная. Добиваясь целостности композиционного строя, она использует многозначность символа. В композиции «Кремль» древние памятники архитектуры, некогда величественные и мощные, вызывают какое – то щемящее чувство. Несмотря на абстрактный характер творчества, для художника очень важен литературный сюжет. «Важен зрительный образ, который я увидела в природе». Грустными размышлениями о трагических сторонах жизни пронизана мрачная по стилистике и колориту картина «Мольба». В «Сизифе», отталкиваясь от мифологического сюжета, художница выражает свои представления о близких ей понятиях и нравственных ценностях. Т.Файдыш волнует не чистое мифотворчество, а живое ощущение истории, современности, сложнейших жизненных процессов.

Вахтангов Евгений Сергеевич. Родился в 1942 году в Омске. В 1961году окончил МСХШ В 1970году окончил МГХИ им. В.И.Сурикова Член Союза художников СССР с 1974года Постоянный участник московских, российских, многочисленных зарубежных выставок. Картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Национальном музее Грузии и во многих других музеях и частных собраниях в России и за рубежом. Экспозиция знакомит с произведениями Е.Вахтангова нескольких последних лет, представляющими очередной этап профессиональных исканий художника, постоянно экспериментирующего с живописной формой, не устающего открывать новые грани и в окружающем мире, и в самом себе. Творчество художника насыщено стилистическими поисками, лежащими между полюсами традиционной фигуративностии и чистой абстракции, видовыми «бросками» от станковой картины до театральной декорации, жанровыми колебаниями от конкретики реалистического натюрморта до условности, метафоричности социально-философских композиционных «опусов». Исследователи особо отмечают сменивший «яркий» послеинститутский период творчества художника (начало 1970-х) этап середины 1970-х. В эти годы автором был создан цикл пейзажей-настроений, написанных в серебристо-жемчужной гамме, в свободной, широкой манере, обративших на себя внимание критиков. Чувство цвета, картинного пространства, через которые автор наиболее свободно интерпретирует свое мироощущение, существовавшие в этих ранних его работах в традиционной «системе координат», затем были трансформированы в иные изобразительные структуры. Это касается и красочных абстракций, и «минималистских» работ 1980-х, в которых художник ограничивается несколькими «ярчайшими мазками на одноцветном фоне», и произведений изобразительной публицистики середины 1980-х годов. В представленных на выставке работах художник обращается к технике раздельного мазка, полностью исключая фигуративность. Он использует элементы коллажа, эффекты печати, многократного повтора, что придает произведениям максимальную декоративность. Художник намеренно лишает многие работы рам или продолжает на них изображение, подчеркивая этим беспредельность картинного пространства. Композиции на темы конкретные и отвлеченные «Июнь», «Потустороннее», «Прощание», «Автопортрет», «Рождество» - своеобразное свидетельство стремления автора «примирить» пространство своих переживаний, предчувствий, собственного миропонимания с ритмико – цветовым пространством жизни в их бесконечной непредсказуемости, вариативности, сложности.

Управление информации и рекламы РАХ






версия для печати