Выставка стекла «Раскрепощенное пространство» во внутреннем дворике РАХ

 

Место проведения: Внутренний дворик РАХ. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 19.11.2009 - 20.11.2009


Когда Вы придете на выставку А. Молчановского и А. Фокина в Академию художеств, то ее название «Раскрепощенное пространство» покажется Вам логичным и намного более глубоким, чем предполагали те, кто это название давал. Выставка - это всегда встреча с художником, познание его через произведения. В каждом из них можно увидеть «Я» художника, отражение его взглядов, склонностей, желаний, противоречий, раздирающих его самого, характер и многое другое. Об этом писал В. Кандинский «истинное произведение искусства возникнет таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника». Поэтому, не фактическое важно (наличие разломов, разрывов, дефектов, типа сколов или трещин), а эмоциональное и личностное: один раскалывает массу оптического стекла («разрушитель»), другой, напротив, собирает из «осколков» пространство, «патинируя» его гравированным рисунком («созидатель»). Так возникает контраст, основанный на конфликте в искусстве и в жизни. Два художника предлагают зрителю свои абсолютно полярные прочтения одного понятия. Столкновение здесь гнездится и в сопоставлении личностей художников, кажется их взаимодействие в реальной жизни и в искусстве настолько антонимично, как черное и белое. А еще, если интерпретировать тему выставки для каждого произведения, то получится что-то вроде - «высвобождение пространства в стекле актуально для самого материала, для современного контекста, для искусства вообще (и прикладного в частности), и подобное столкновение «интересов» способно порождать экспериментальные произведения, где консолидируются символы, смыслы, чувства художника», и становится очевидна некая оптическая ситуация, когда хаос изображений и своеобразное расщепление пространства призывает погрузиться не то в мечты, не то в сон. Сон Молчановского «собран» из массивного стекла. Оно преодолевает камерность, присущую оптическим объектам, тяготеет к монументальности, абстрактности и лаконичности. «Язык» художника грубый, резкий, варварский, но в этой дерзости есть замечательное обаяние. Образы он высекает, «выламывает» из куска стекла, создавая сложную форму, очень современную, не управляемую традицией мышления. У Молчановского - форма предмета всегда броская, всегда привлекает внимание. Эта форма часто несимметрична, и все внутренние силы в ней распределены неравномерно, и мы воспринимаем ее как неуравновешенную. Она вызывает у нас чувство нестабильности, неуверенности, тревоги. Такие произведения обладают харизмой, художник выхватывает и показывает ускользающее, изменяющееся «на глазах» пространство. Художник создает оригинальные и емкие композиции. Из того, что представлено на выставке, в глаза бросятся кажущиеся с первого взгляда бесформенными куски стекла. Приглядевшись, вы увидите образы природы, фантазий, чувств, а старый аквариум с бронзовым материком внутри напомнит, возможно, вам потерянную Атлантиду. Стеклянные мечты Фокина, напротив, ювелирны, изящны, и изобразительны. Геометрия форм дополняется изящным и многодельным рисунком (гравированным) повествующим, то о величии Македонского, облеченного в красноречивые рамки портрета, то о неизбежной смене дня и ночи, наглядно продемонстрированной в пейзаже. Музыкальность его стекла, поэтическое звучании его произведений, тонкий лиризм графических образов – характеристики, ставшие, безусловно, личностными. Выбирая для своих произведений отчасти мифотворческие темы Фокин наделяет их очарованием и поэтичностью, отчасти свойственными и ему. Пластический минимализм в сочетании с изобразительной повествовательностью раскрывают личность автора как флегматичного, но склонного к эстетизации и размышлениям, повествовательной деталировке и обобщению. Таким образом, выставка, демонстрируя абстрактность понятия пространства, остро выявляет один аспект названия, который станет заметен любому критическому глазу на выставке - субъективизм его интерпретации в стекле разных по менталитету и характеру художников. 







версия для печати