Выставка «Литературные миры Бориса Мессерера» в Москве

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 25 апреля – 29 июня 2025 года
Место экспонирования: Дом И.С. Остроухова в Трубниках (Москва, Трубниковский переулок, д. 17)

Государственный музей истории российской литературы В.И. Даля представляет выставку, посвященную книжной графике и литературной теме в творчестве Народного художника РФ, академика и члена Президиума Российской академии художеств Бориса Асафовича Мессерера. Экспозицию составят более 100 живописных и графических работ автора из музейных собраний и частных коллекций, а также материалы семейного архива, в том числе посвященные его жене Белле Ахатовне Ахмадулиной (1937-2010 гг.) и экспонаты из собраний Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, Государственного музея А.С. Пушкина и Российского национального музея музыки.
Выставка погружает в пространство творческой лаборатории Бориса Мессерера, где создавались его произведения, собирались единомышленники. Мастерская живописца была центром притяжения для выдающихся деятелей культуры: писателей и художников, актеров и режиссеров. Среди них — Андрей Битов, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Владимир Войнович и Венедикт Ерофеев, запечатленные на фотографиях 1970-х-1980-х годов. Его мастерская - это не просто рабочее место, а пространство, где рождаются идеи и оживают мечты, где в каждом предмете — от любимой книги до старого эскиза — отражается личность мастера. «Я думаю, что у этих вещей есть душа. Я просто люблю их и хочу, чтобы они жили и дальше — чтобы на любой моей выставке всегда присутствовало ощущение мастерской. Поэтому я переношу эти зингеровские машинки, керосиновые лампы, шарманку, граммофоны — мир этих вещей — в свои инсталляции и в картины», — сказал художник в одном из интервью. Атмосферу московской мастерской воссоздают фотографии разных лет, живописные работы и личные вещи мастера.
В творчестве Бориса Асафовича литература, театр и музыка неразрывно связаны, о чем свидетельствуют его ранние работы, представленные на выставке. Оформление книг В.С. Розова, А.М. Володина, В.М. Шукшина перекликается с созданием сценических образов для спектаклей по их произведениям. Театр служил источником вдохновения для иллюстраций, а книжная графика, в свою очередь, давала идеи для сценических декораций и эскизов костюмов. Текстовой основой этой части экспозиции являются воспоминания Б.А. Мессерера, а среди экспонатов — иллюстрации к книгам, эскизы оформления спектаклей, афиши и фотографии сцен из спектаклей. Отдельное внимание уделено работе Бориса Мессерера над оперой «Пиковая дама» в постановке Бориса Покровского и балетом «Клоп» труппы Леонида Якобсона.

Борис Асафович Мессерер родился 15 марта 1933 года в Москве. Окончил Московский архитектурный институт (1956), где учился у выдающихся мастеров Б. С. Мезенцева, А. А. Дейнеки, А. В. Фонвизина. Академик Российской академии художеств (РАХ) с 1997 года, член Президиума РАХ с 2001 года, академик-секретарь Отделения театрально- и кинодекорационного искусства РАХ (с 2012 года). Народный художник Российской Федерации (1993). Член Союза художников СССР и России (с 1960), Союза театральных деятелей России (с 1964), Московского Союза художников (с 1992), Союза кинематографистов России (с 1995). В 1990–1997 годах занимал пост главного художника МХАТ имени А. П. Чехова. Является автором сценографических решений для таких известных постановок, как «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (1967, Большой театр), «Пиковая дама» П. Чайковского (1964, Оперный театр Лейпцига), «Фауст» по И.-В. Гёте (2002, Театр на Таганке) и многих других. Работал художником-постановщиком в известных фильмах и телеспектаклях («Двенадцать стульев», «Романовы – венценосная семья»). Автор живописных и графических серий («Самарканд – Бухара», «Сванетия», «Петербург. Белые ночи», «Балерины»), а также инсталляций и проектов выставочного дизайна («Пикассо», «Феллини!», «Шедевры Тициана из музеев Италии» в ГМИИ им. А.С. Пушкина). Скульптор памятника Белле Ахмадулиной в Тарусе (2013), мемориальной доски Василию Аксёнову в Москве (2022). Произведения мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее Большого театра, Московском музее современного искусства, а также в частных собраниях. Является автором и составителем книг воспоминаний «Промельк Беллы» (2016), издания «Театр Бориса Мессерера» (2014), соавтором книг-альбомов «Таруса» (2009), «Белые ночи» (2012). Борис Асафович активно занимается общественной деятельностью: председатель правления секции художников театра, кино и телевидения Московского союза художников (1992–2012), президент российского центра Международной организации сценографов, техников и театральных архитекторов – ОИСТАТ (с 2003 года). Творческая и общественная деятельность Бориса Асафовича отмечена государственными и профессиональными наградами: Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008), Орденом Почёта (2003), Государственными премиями РФ (1995, 2002), Орденом Дружбы (2013), театральной премией «Хрустальная Турандот» (2008), Премиями имени Н. В. Гоголя (Италия, 2011), О. Янковского (2013), Н. Рериха (2013). Награждён Серебряной медалью Международной выставки Квадриеннале сценографии в Праге (2003), Серебряной медалью Академии художеств СССР (1987), Золотой медалью РАХ (2002), Орденом «За служение искусству» (2013).
Текст подготовлен Управлением информации (пресс-служба РАХ) на основе пресс-релиза музея.






версия для печати