Итоговый академический просмотр учебно-творческих работ 2025 г. студентов МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ
Фоторепортаж: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ
9 июня 2025 года в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств состоялся годовой академический просмотр учебно-творческих работ студентов, обучающихся на факультетах живописи, графики, архитектуры и скульптуры по итогам 2024/2025 учебного года. Просмотр возглавили и.о. Президента РАХ Василий Зурабович Церетели и ректор института, Вице-президент РАХ, профессор Анатолий Александрович Любавин. В комиссию совместно с представителями профессорско-преподавательского состава МГАХИ им. В.И. Сурикова от Российской академии художеств вошли: вице-президенты РАХ, члены Президиума, представители Научно-исследовательского института, всех отделений, управлений РАХ. Регулярные академические просмотры, проводимые с участием Российской академии художеств, являются важной частью учебного процесса вуза. Они позволяют глубоко проанализировать уровень профессиональной подготовки студентов и выпускников академического Института и несут в себе важную миссию по сохранению академических основ в обучении.
Проведение просмотра традиционно началось с Факультета графики в здании института в Лаврушинском переулке, где комиссия ознакомилась с учебно-творческими работами студентов всех учебных мастерских факультета по различным курсам обучения. На первом и втором курсах Факультета графики обучаются 53 студента, в том числе 10 иностранных (Китай, Монголия). Согласно учебному плану по дисциплинам Рисунок и Живопись, которые ведут в основном молодые преподаватели Института, выполняются задания по натюрморту, этюдам головы и фигуры, портрету, портрету в интерьере на 1 курсе и по обнаженной фигуре, полуобнаженной и одетой модели в интерьере и др., студенты также проходят ознакомительные курсы офорта, литографии и плаката, шелкографии и общий курс шрифта. Начиная с 3 курса, студенты проходят обучение в Мастерской станковой графики, Мастерской искусства графики и плаката, Мастерской «Искусства книги», а также в мастерский офорта под руководством профессора Суворова А.Б., мастерской линогравюры ст.преподавателя Якушиной Ю.А., мастерской литографии ст.преподавателя Смирновой Е.Б. и в кабинете техники и технологии графических материалов под руководством профессора Аверьянова В.В.
Мастерская искусства графики и плаката, которой руководит ректор МГАХИ, профессор, вице-президент РАХ Анатолий Александрович Любавин, имеет численность 18 студентов, которые в настоящее время обучаются с 3 по 5 курс. Также студенты-дипломники 6 курса. В мастерской ведут обучение молодые преподаватели, бывшие выпускники этого же факультета - Рисунок и Композицию плаката - доцент Воронова Евгения и Живопись - ст.преподаватель Рогов Михаил. Учебные задания по данным дисциплинам следующего характера: портрет друга, обнаженная фигура в интерьере, фигура в интерьере Института. Также на всех курсах студенты выполняют работы в материале в различных графических техниках - офорт, гравюра, цветная линогравюра, техники высокой печати. На 5 курсе студенты создают самостоятельную графическую серию из 4 листов.
Мастерская станковой графики под руководством профессора, члена Президиума РАХ, академика-секретаря Отделения графики РАХ Александра Ивановича Теслика. В мастерской обучается 25 студентов, в том числе 2 иностранца из Китая и Бангладеш. Рисунок и станковую композицию ведет ст.преподаватель Оржеховский И.В., Живопись – доцент Шабаев Матвей Брониславович. Помимо академического рисунка, живописи и композиции студентами выполняются работы в материале. На 5 курсе создается графическая серия станковых работ в материале из 4 листов.
Мастерская «Искусства книги» под руководством ст.преподавателя Натальи Борисовны Успенской насчитывает 10 студентов, включая 2 китайских.Осваиваются дисциплины рисунок, живопись, композиция книги, шрифтовая композиция. В процессе обучения студенты обращаются к литературным иллюстрациям эпохи Возрождения и Средневековья, зарубежной литературы 19-20 веков. На 5 курсе студентами осуществляется верстка и подготовка макета или создание «Книги художника».
Комиссия, ознакомившись с учебными работами младших курсов и работой всех учебно-творческих мастерских, с удовлетворением отметила в целом хороший уровень, на котором осуществляется процесс овладения студентами мастерством искусства графики, что видно как в учебных постановках, так и в заданиях по разработке собственных композиций, выполненных в различных графических техниках и материалах. Был обозначен целый ряд положительных сторон в образовательном процессе и выделены отдельные моменты, требующие дополнительной проработки. Отмечены наиболее сильные студенты и интересные работы. Виктор Григорьевич Калинин отдельно указал на взаимосвязь между учебными постановками и композицией, где используются найденные решения пространственного построения при работе с натурой. Но также он отметил, что в некоторых постановках присутствует излишнее перенасыщение вертикальными и горизонтальными линиями, что придает им чрезмерную схематичность и указывает на нехватку разнообразия используемых средств художественной выразительности.
В основном здании Института в Товарищеском переулке состоялся просмотр факультетов живописи, архитектуры и скульптуры.
Факультет «Живописи» является самым многочисленным в Институте. На нем проходит обучение порядка 370 российских и зарубежных студентов. Помимо российских студентов на факультете обучаются в значительном количестве китайские студенты, а также представители Вьетнама, Монголии, Болгарии, Черногории, Сербии, Азербайджана, Узбекистана, Бангладеш и США. На просмотре представлены мастерские станковой и монументальной живописи, театрально-декорационная мастерская, реставрационная мастерская темперной и масляной живописи, которыми руководят зав. кафедрой живописи, профессор, Вице-президент и академик-секретарь РАХ Е.Н. Максимов, профессора и доценты Института: А.Н. Суховецкий, С.И. Смирнов, С.П. Оссовский, И.А. Полиенко, Н.В. Колупаев, А.В. Купалян, Д.А. Чербаджи, А.А. Козьмин.
Членами комиссии были детально рассмотрены специфика и особенности каждой из мастерской, а также общие проблемные вопросы для всех живописных мастерских. Как было отмечено, просмотр – это не итог, а живой процесс, где образовательные моменты неразрывно связаны с творческими. Показаны хорошие и менее удачные постановки, где-то имеются проблемные моменты с живописным решением учебных работ.
К примеру, Павел Федорович Никонов отметил, что во многих представленных на просмотре живописных работах доминирует темная – «грязная», перегруженная живопись. Поэтому крайне важно в процессе обучения студентов обращаться к лучшим образцам отечественного изобразительного искусств, в том числе к выдающимся представителям, так называемой Московской школы живописи, чьи произведения отличаются тонко гармонизованными колористическими сочетаниями и очень живой живописной манерой. В развитии темы московской школы Вице-президент РАХ, директор Научно-исследовательского музея при РАХ (СПб) Алексей Юрьевич Мудров отметил, что планируется к 100-летию Таира Теймуровича Салахова провести юбилейную выставку как раз «с отсылом» к московской школе искусств. Это может стать прекрасной площадкой для обсуждения данной темы.
Также были просмотрена мастерская реставрации факультета живописи (в здании Лаврушинского пер.) под руководством А.А. Козьмина, которая в настоящее время готовит 26 художников-реставраторов. Традиционно у членов комиссии вызывают живой интерес и одобрение работы этой мастерской и высокий уровень профподготовки студентов, о чем свидетельствует широкая география музеев, предоставляющих художественные произведения из своих собраний для проведения реставрационных работ студентами Института под руководством высокопрофессиональных преподавателей.
При подведении результатов по итогам обхода Факультета живописи был отмечен высокий уровень подготовки и отдельно подчеркнуто качество учебных постановок, которые преподаватели, благодаря грамотной компоновки, подчиняют решению различных учебных задач. Традиционно как наиболее сильные были отмечены мастерская монументальной живописи и ряд мастерских станковой живописи, где ощущается активный и живой образовательный и творческий процесс.
На факультете «Архитектуры» были представлены заведующей кафедрой архитектуры, профессором, академиком РАХ Екатериной Георгиевной Трибельской учебные работы студентов (бакалавриат - 71 человек) по следующим дисциплинам: Архитектурная графика, Архитектурное проектирование, Архитектурное проектирование общественных зданий, Композиционное моделирование, задания «по отмывке».Преподаватели факультета продемонстрировали интересные и разнообразные архитектурные проекты, выполненные студентами различных курсов и другие задания, нацеленные на развитие объемно-пространственного мышления, навыков макетирования, 3d моделирования и работы с графическими программами. Темами курсовых проектов были: на 1 курсе - «Детская площадка», на 2 курсе – «Индивидуальный жилой дом», на 3 курсе – «Архитектурное пространство города. Формирование элементов», на 4 курсе - курсовой проект «Музей». Особое одобрение у членов комиссии вызвали архитектурные проекты, разработанные с использованием скульптурных композиций, созданных студентами факультета скульптуры, что является ярким примером междисциплинарного подхода в образовании.
На факультете «Скульптуры» подготовка 52 студентов, в т.ч. 13 китайских, проходит в мастерских под руководством профессора, зав.кафедрой скульптуры, члена Президиума РАХ А.И. Рукавишникова и профессора, академика РАХ А. В. Балашова. Члены комиссии ознакомились с учебно-творческими работами студентов, выполненными в рамках различных учебных заданий и отметили хороший уровень подготовки обучающихся и высокопрофессиональную работу преподавателей факультета. Как положительный момент обозначен значительный уход от работы в пластилине к работе в материале. Тематика композиционных работ в текущем учебном году была следующая: «Человек в городе», «Античная комедия», «Трапеза» 3-х фигурная композиция, «Русские писатели ХХ века», «Композиционный портрет в стиле исторической эпохи», композиции к «малому» и «большому» диплому. Отдельно было выделено качество учебного рисунка на факультете, отличающееся особой выразительностью и анатомической точностью.
По итогам состоявшегося многочасового просмотра в МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ Василий Зурабович Церетели, обращаясь к руководству и профессорско-преподавательскому составу вуза, поблагодарил за проведенный просмотр и поздравил с высокими результатами по итогам завершившегося учебного года. Он отметил, что в Институте чувствуется серьёзная академическая школа, основанная на лучших традициях изобразительного искусства. Татьяна Григорьевна Назаренко обратила внимание преподавателей и руководства МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ на важную составляющую процесса образования и формирования будущих мастеров изобразительного искусств – изучение и знакомство с различными направлениями творческой деятельности и предоставление студентам разных факультетов возможностей свободно пробовать разнообразные техники, технологии и материалы, изучение которых не предполагается программой того или иного направления подготовки.
При подведении итогов подчеркивалось, что сегодня, когда в систему академизма «вторгается» другая реальность – искусственный интеллект, агрессивная среда, необходимо сохранять при наличии данных факторов живой творческий процесс. Вводить новое и динамичное в художественное образование необходимо осторожно и продуманно, чтобы не потерять настоящую академическую школу. От лица руководства профессоров и преподавателей Института выступил Анатолий Александрович Любавин поблагодарил высокую комиссию просмотра за проделанную работу по подведению итогов учебного года и постоянную очень значимую поддержку со стороны Российской академии художеств непростого образовательного процесса, являющегося основой формирования изобразительного искусства современности в нашей стране.
Текст Управления по координации академического художественного образования РАХ
версия для печати